Оценки игр 2017

Сложности оценки или почему мы не можем просто наслаждаться играми


Вы помните своё детство и то, во что тогда играли? А как часто вы обсуждали свой опыт, искали недостатки и методично проходились по пунктам «графика/геймплей/сюжет»?

Уверен, что почти 99% аудитории, читающей эти строки, не вспомнит ничего кроме самих игр и увлекательного опыта, которое они подарили. Потому что в детстве нам было не до критики и аналитики: «играли и наслаждались» — скажите вы. Но почему сейчас всё стало так сложно, повсюду ругань, споры и сплошная неадекватщина? Почему всё поскатилось не только к повальной критике (часто необоснованной) и «разбору на запчасти» с последующей «препарацией на молекулы», но и до банальной ненависти?

На самом деле, тема интересная и ныне очень актуальная. Одни честно не догоняют, как можно так ненавидеть обычную игру и изливаться желчью по поводу и без, а другие не понимают, как вообще можно смотреть на то, что стало с игровой индустрией сквозь пальцы. Порой всё доходит до тотального недопонимания — как будто бы все начинают разговаривать на совершенно разных языках.

The Legend of Zelda Breath of the Wild оценка

По тегам: оценки игр, 10 из 10, хейтеры, игровая индустрия, 2017

Я долго переваривал собственный игровой опыт и опыт оценки различных игр, жанров и т.п.; достаточно долго следил за сообществом и тем, что творится в индустрии… И теперь готов поделиться своими скромными наблюдениями.

Личный опыт — оттенок оценки

Оценка игры — вещь крайне субъективная. Это знают почти все адекватные геймеры, поэтому редко вступают в дискуссии, где диалог начинается с «игра-то говно». Никто же не знает, что за эмоции испытывал геймер, когда её проходил и проходил ли он её вообще? Где он это делал и мешал ли ему кто? Может быть он купил её на последние деньги и теперь вынужден пропустить вечеринку с друзьями? А можете быть это вообще не его жанр?

Мы всё пропускаем через себя, примеряя свой собственный опыт и эмоции на окружающих. Именно потому-то недопонимание и довлеет на людьми, которым тот или иной игровой продукт понравился/не понравился. По моим скромным наблюдениям (почти научным 🙂 ), от самого качества игры, в этом вопросе, зависит не так уж и много, как непосредственно от самочувствия геймера, его взглядов, благосостояния, количества свободного времени и возраста.

For-Honor-скриншот

Начну сразу с последнего. Детям и подросткам привычнее находить приятное в играх и развлекаться, чем выцеживать минусы и недостатки — особенности возраста, так сказать. Ещё до того, как здравый цинизм отравит их девственные умы, они смотря на всё, что называется, в «розовых очках». Молодёжь не умеет разбирать собственные эмоции и описывать их, поэтому часто выдаёт те самые многими нелюбимые «10 из 10» или «фу говно играть нинада».

По мере взросления такие люди будут учиться и потихоньку понимать, почему вот то самое всё же не «10 из 10», а то, что он считал откровенным проходняком когда-то, на самом деле очень даже бодрая и своеобразная игра. Собсвтенно, это суждение основано на личном опыте — я тоже когда поливал помоями нелюбимые мне жанры и проекты, считая, например, японские игры мерзкими.

Но время и серьёзное увлечение темой заставило пересмотреть свои взгляды и даже признать неправоту. Кстати, не всегда мнение молодых геймеров является неверным или вывернутым наизнанку. Они, основываясь на эмоциях — и ещё с незамутнённым ненужными вещами рассудком — нередко выдают очень точное описание того или иного аспекта игры. Главное, чтобы общее влияние сообщества было минимальным и это было его мнение, а не мнение большинства.

По состоянию души: болен

Ещё при оценке игр очень важным является эмоциональное и физическое здоровье геймера. Простой пример, чтобы наглядней донести свою мысль:

Сони день варенья


  • А) Вы валяетесь с температурой в 38 на диване с промятыми пружинами, впивающимися вам в бок. Всё тело ломит и вам очень неудобно. На кухне родители выясняют отношения и страшно ссорятся.
  • Б) У вас День рождения: на столе огромный торт, вам подарили новый диск с игрой, вокруг шум, веселье и исключительно дорогие вам люди. Умиротворение пронизывает каждую клеточку вашего тела, а улыбка не сходит и на секунду.

Если вы попробуете поиграть во что-то новое в контексте событий «А», то опыт, невзирая на качество игры, не станет ярким и запоминающимся. Скорее даже наоборот — с примесью горьких чувств, какой-то серости, боли и усталости. И какой бы лучезарной не оказалась игра, но вы этого не заметите.

Если вы попробуете поиграть в игру в моменте свершения ситуации «В», то этот игровой опыт определённо запомнится надолго. Все яркие и живые эмоции, вызванные праздником и близкими людьми вокруг, усилят радость от знакомства с игрой. Именно так появляются любимые игры. Достаточно «звёздам сойтись» как надо, то вы уже не можете вспомнить, почему какой-то там Ice climber доставляет в 5 раз больше удовольствия, чем очередная часть Assasins Creed.


Как вы думаете, будут ли эти детки ругать новую «Колду» после такого подарка?


На оценку игры часто оказывает влияние и характер (темперамент) геймера. Один не может вытерпеть и 5 минут ожидания в засаде, а кто-то готов почти час медленно кружить над виртуальной жертвой в очередной стелс-игре, чтобы потом незаметно прошмыгнуть, даже не убив её. Собсвтенно, огромное количество жанров и говорит о том, что все мы разные и интересуют нас порой абсолютно противоположные вещи.

Именно поэтому многие искренне не понимают, как кому-то может не понравиться «Майкрафт», где всегда так весело с друзьями возводить целые крепости и гонять по пещерам скелетов (это и правда весело!). И именно поэтому, кто-то покрутит пальцем у виска, когда речь зайдёт о соревновательных сетевых играх или жутких хоррорах.

Мы все разные и любим разные игры. Иногда привычка к чему-то отваживает нас от нового, а иногда собственное высокомерие или зашоренность… Но в любом случае, это мешает наслаждаться тем, что любят другие, может не сильно похожие на вас люди.

Купил, подарили, урвал

Забавно, но цена игры, да и их доступность — это тоже одни из важнейших факторов, влияющих на итоговою оценку и впечатления. Человек, которому диск (ценой в $60), что называется «упал с неба» — порадуется только тому факту, что это уже случилось. И все неровности и какие-то шероховатости не смогут затмить всей радости безденежного приобретения.

Кстати, отчасти именно поэтому некогда популярного игрового блогера Логвинова сейчас мало кто понимает. Пресс-копий игр, которые он получает от издателей и разработчиков, и поездки на выставки — это уже подарок и повод для радости и ярких позитивных эмоций. Большинство геймеров недоумевают, как можно лепить всему подряд «10 из 10», а то и все «12 из 10», но при этом называть себя игровым журналистом и профессионалом?


Спустя какое-то время своей деятельности Антон появился в народных мемах, чем порождает целую волну ироничных подколок, связанных с его всегда исключительно положительным мнением.

Логвинов мем

Мемы: Логвинов 10/10 — шутка про «занесли»


По этой причине он никогда не станет «народным». Ведь все остальные — не жители Москвы, не дети состоятельных родителей и коммерсантов — берут игры за «фулпрайс». За чертовы уже 4300 рублей. Разумеется, за такие деньги люди хотят получать продукт высшего качества, да чтобы игралось с такими же «это оч-оч круто» и «отбивалось на кончиках пальцев по эмоциям 10 раз». Но не бесплатно любая игра автоматически попадает под увеличительное стекло, особенно тогда, когда она не сильно-то и качественная или на это имеются намёки.

Не хотелось бы приводить в пример пословицу про сытого и голодного, но это как раз-таки тот самый случай. И ведь сейчас игры далеки от идеала. Чего уж там — раньше и правда всё было лучше, а не просто «ламповее». Игровые журналисты получают удовольствие от бесплатной игры и в деталях описывают свой незабываемый опыт, приукрашивая кое-что для придания обзору «товарного вида». Что, собственно, не мешает им получать за это ещё и деньги, и круто проводить время.

А простой геймер — в чью схему получения игры входит добровольная передача 1/6 части зарплаты; игрок, которого не катали по Лос-анджелесу или Сан-Франциско по выставкам и консоль и видеокарты не дарили — замечает не только это, но и «даунгрейды», конвейерную выделку, мерзкие технические проблемы, «попилы на DLC» и прочее. Даже у вашего покорного слуги периодически «бомбит» по этому поводу. Устроил бы я истерику по GoW4, если это была пресс-копия, а не игра за 2к? Сомневаюсь. Скорее всего, ограничился бы коротким упоминаем ошибки, и что на «окнах» её лучше не трогать.

* * *

Это ведь только часть, того, что влияет на мнения и оценки. Есть же ещё ультимативные неадекваты, пустобрёхи, «тролли» и ещё целая куча людей, (иногда нарочно) разводящих пустые и бессмысленные споры, в которых нет даже намёка на поиск истины.

Вообще, стало слишком много пустой возни с играми и околоигровым. Ощущение, что вас просто эксплуатируют и пытаются вам что-то «впарить», не покидает геймеров уже как с десяток лет… а то и больше. И именно поэтому многие уже просто-напросто не могут наслаждаться играми.

У каждого из нас своя натура, свой взгляд на мир и видеоигры, которые этот мир «изрыгает». Как бы мы не старались, но всё равно личная оценка будет крайне субъективной. Мы можем лишь осознать это и начать потихоньку расти над собой, чтобы выдавать не только «что-то под соусом личного опыта», но и действительно нечто непредвзятое и полезное для других.

А ещё можно постараться «обнулиться» при запуске новинки, чтобы ни цена, ни способ получения, ни окружающий мир и его раздражители, не помешали насладиться игрой и вынести взвешенное и грамотное мнение. Проще говоря, надо быть как ребёнок: любознательным, готовым к новому и всегда на позитиве, но при этом вооруженным опытом и рассудительностью взрослого состоявшегося человека, повидавшего всякое д*рьмо.

Это сложно. Но, поверьте, вполне можно.

Сложности оценки или почему мы не можем просто наслаждаться играми: 22 комментария

  1. st2050

    Имхо, во многом виноват интернет. Как средство массовой коммуникации с очень слабой модерацией, он не утверждает необходимости критериев, методик и формулировок. Немодерируемая среда позволяет людям, не имеющим сколь-нибудь ощутимой квалификации, считать свое неквалифицированное мнение ценным, получать поддержку в неквалифицированных группах, а также подвергать необоснованной критике и просто оскорблениям квалифицированные мнения. В результате на интернет-ресурсах со слабыми правилами и управлением (самоуправлением) мы наблюдаем поведение толпы или в толпе.

    Мы сами вольны ограничить участие в этом бедламе лишь вменяемыми ресурсами. А в реальной жизни для начала — перестать смотреть телевизор )
    Даже если Вы сами не являетесь медиком, но Вам интересно общаться с профессионалами на медицинские темы, логично ограничиться обществом врачей, а мнения других групп признать для себя не имеющими никакой ценности кроме как социологической или около того. Иначе можно скатиться до общения с аудиторией Малышевой и Малахова с помидорами.

    1. igra-San Автор записи

      Да так оно и есть. Интернет, при всех своих плюсах — лучшее место для хулиганства и изливания желчи. А что? Анонимность позволяет, да и по зубам не дадут за оскорбления

    2. Сергей

      Полностью с вами соглашусь, но добавлю, что не только интернет виноват в форматировании подобной информационной среды, хотя и является основной причиной. Что же касается мер самоограничения они кажутся единственно верными, но увы не достаточно эффективными, как хотелось бы.

    3. Банц

      Да причем тут интернет то, Вы сами в это верите? На всех основных игровых ресурсах всё модерится, никакого мата, оскорблений и прочего. А то что дети пишут «игла гавно» — это не беда. Они же дети, они на заборе ещё и не то напишут. Мне проблема видится в том что инфантильность не покидает нынешних взрослых даже на отметке 25 годков — отсюда и столько ереси в обсуждении игр и вообще чего угодно. Люди, простите, просто необразованные и глупые

      1. st2050

        Банц, при чем интеренет — обосновано в тексте моего комментария.
        Да, я в это верю. Как «тоже вебмастер» я понимаю модерацию шире, чем чистка комментариев и применяю ее в различных областях, а как менеджер — еще шире.
        Вот только что вернулся от заказчика — у них бизнес переезжает в МСК. Ой они сегодня страдали от моей модерации…. Заставил поменять название, слоган и доменное имя. В данном случае это модерация обновления бренда.

        «Пойми, студент, сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше» — Приключения Шурика.

    4. Аноним

      Людям вообще свойственно считать свое мнение самым ценным. Если относится к играм не как к науке а как к искусству (что, наверное, ближе к истине) то каждая игра найдет и своего ценителя, и своего коллекционера и своего критика

      1. igra-San Автор записи

        Здравый смысл в этом есть. Но когда ты натыкаешься на чисто коммерческий продукт, замаскированный под хорошую и глубокую игру, то наверно становиться не до философии. Как никак денежка тратится на игру

  2. Андрей

    Поэтому я всегда смеюсь когда говорят про объективное мнение. Оно априори не может быть объективным, так как это чьё то мнение

    1. igra-San Автор записи

      Но ведь кто-то может постараться быть чуть более объективнее в оценке игр? И вообще, раньше в GAME.EXE писали такие обзоры и статьи, что сейчас нам даже и не снилось такое…

      1. Сергей

        Любое мнение изначально не лишено субъективной составляющей, но профессиональное рецензии и т.д. тем и отличаются от любительской писанины, что очерчиваю где кончается объективная критика и начинается субъективное впечатление автора. Беда в том что на данный момент выше цениться не мнение квалифицированного специалиста, а мнение близкое или аналогичное «твоему».

        1. igra-San Автор записи

          А потому что «квалифицированные специалисты» в сфере игрожура кончились с приходом сытных бюджетов и триллионов дорогого трафика, который можно бесконечно гонять туда-сюда и монетизировать. Объективное мнение там уже не нужно. Достаточно стерильной вырезки по теме с итоговой оценкой вроде 9 из 10. И печально то, что это «хавают»

          1. Сергей

            Квалифицированные кадры никуда не делись, но кушать хотят все и каждый второй при этом «ленивая жопа». В ситуации, когда проще и финансово выгоднее, идти за течение и хватить то что хвалят, поливать помоями то что поливают, напрягаться ради объективности не особо хочется, особенно в отсутствии выгоды.

            1. igra-San Автор записи

              Ну блин… Простым писакам понятно напрягаться не надо — платят поди не за количество текста, а за проведённое в офисе время. Собсвтенно, вот и результат — всё относительно стерильно и без огонька.

              1. Сергей

                Можно платить и за количество(объем) текста, но на качестве текста это вряд ли скажется. И речь не только о редакциях, ютуб с живностью не исключение.

        2. Аноним

          Конечно, конечно. А, может, вообще в топку Достоевского и Толстого с их субъективными впечатлениями и размышлениями? Они же вроде ни квалифицированными психологами ни социологами не являлись. Кому тогда нужны их рассуждения о роли личности в истории и прочее

  3. 2dark_max

    А как можно «обнулиться», типо башкой о стену трахнуться до амнезии? Поезд ухал, смиритесь

  4. Sarevok

    Надо просто находить те ресурсы, на которых работают люди с близким тебе мнением.
    Бомбить по поводу оценок смысла нет, если игра нравится, то без разницы, что другие думают.

    1. igra-San Автор записи

      Массовость очень сильно влияет на мнения. И то любимое место, где вам кажется все всё понимают и где царит приятная атмосфера, рано или поздно может поддаться влиянию извне

      1. Nimagu v shutki

        Поэтому надо как Антошка — закрыться в своём вэка-сообществе со своими последователями и всеми дружно водить хороводы около статуи 10/10, пока статуя 12/10 не построилась )))

  5. Алексей

    С этими оценками и Ass Effect все с ума посходили)) Люди очнитесь! Там ещё Horizon zero dawn не пройдена !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.