Когда кто-то затягивает заезженную пластинку про хардкорные платформеры (это те, от которых пальцы в узлы заворачиваются, а джойстики непреодолимо тянет разбиться о стену), почему-то кроме современных представителей жанра в такие списки ничего другого не засовывают, а это — согласитесь, не совсем честно, особенно по отношению к прародителям. Натыкаясь на такой вот «Топ», мне сразу хочется добавить своего кандидата… а, впрочем, лучше будет даже собрать свою отдельную подборку 2D-хардкора из далеких 90-х.
5. Prince of Persia
Первым в пятёрке стоит многострадальный «Принц Персии». Все его прекрасно знают, только уж так получилось, что помнят его многие исключительно по современным играм серии, где сам принц уже давно эволюционировал из простого 2D-платформера, до полноценного приключенческого экшена, длинной в хрен знает сколько частей. Но я хорошо помню его самую первую версию, и то, с чего всё начиналось.
В своё время Prince of Persia был хорош абсолютно во всем: и графика была достойная, и анимация. Чего только стоили схватки с охраной и скелетами под сводами разрисованных колон дворца… Но запомнилась она в первую очередь именно сложностью и требованиями к «скилу» игрока, его умению рассчитывать время прыжка, скорость разгона и даже учитывать инерцию при приземлении. Это было сложно, иногда даже слишком. Ещё же нужно было искать выход, а не просто прыгать вперёд и назад.
Но, к счастью, привыкнуть к управлению было можно, поэтому сложность игры определялась уровнем привыкания, за что игра и получает 5-е место.
4. The Simpsons: Bartman Meets Radioactive Man
Эту игру было очень трудно найти, но один картридж на всех у нас в детстве всё же был. Здесь мы играем за Барта Симпсона, который назвал себя «Бартманом». Пройти нужно не так много этапов, но сами уровни представляют из себя настолько суровое испытание, что если вы не готовы замучить свой палец на кнопке прыжка, то лучше даже и не пытаться.
Как сейчас помню обильно усыпанные ловушками локации, меж которых всегда шныряли враги. Это создавало ощущение, что ты прыгаешь по минному полю, и именно прыгаешь, а не передвигаешься. Что и говорить, почему-то именно прыжкам в игре уделили очень много внимания. Но больше всего бесила именно плотность застройки, в следствии чего, почти полное отсутствие безопасных зон. Прыжок-прыжок-прыжо-о-о-ок!!!
Было сложно, но, как говорится, «можно». Поэтому только 4-е место.
3. Snake Rattle’n Roll
В этом 8-битном чуде нужно играть за змею (й), которая карабкается на очень большую гору. По пути нужно хватать всякие там шарики и жамкать их, выплёвывая всё несъедобное; придётся сражаться с злобной ступнёй, и самое главное – не срываться в пропасть. Из-за перспективы сверху, с легким закосом под 3D, Snake Rattle’n Roll, как платформер, оказывалась очень сложной, т.к. нашу прожорливую морду приходилось перемещать не только в четырёх направлениях, а почти в полноценном 3D пространстве, что мешало совершать точные прыжки.
Помимо этого, нас ждёт очень много врагов: всяких там акул, прыгающих пяток, кусачих ракушек, шашек и прочего. А с каждым уровнем игрока заставляли всё больше прыгать по совершенно неприспособленным для этого платформам: обледеневшим склонам, движущимся подставкам, под которыми обязательно были либо шипы, либо глубокая пропасть.
Всё в итоге доходило до того, что игрок вообще не мог остановиться и передохнуть (ледяной уровень на миникарте слева). Мы были вынуждены балансировать по скользким выступам шириной с самого змея, умудряясь ещё и подниматься и сражаться. Хардкор? Ещё какой хардкор. Единственно, что позволяло быстро и безболезненно добираться до вершины – секрет с ракетой, которая поднимала игрока с первого уровня, вроде бы сразу на 8, главное было успеть на неё в самом начале первого этапа.
Игра по сей день остаётся непростой, но под упорством и скилом она всегда поддавалась, за что и получает 3-е место нашего ТОП-5 самых хардкорных платформеров на NES.
2. Ice climber
По иронии, эта была одна из самых первых моих игр. До сих пор я отлично помню, как это было невыносимо трудно – прорубаться на вершину, да ещё собирать эти дурацкие овощи. Недавно запускал её, даже специально искал старую версию без цензуры, где вместо йети были тюлени. Так вот, года идут, пальцы выпрямляется, а я всё ещё не могу ухватить этого чертового птеродактиля за пятки! Да что уж там… бонусный уровень преодолеть не всегда получается.
И ладно бы, эти чертовы тюлени, заделывающие дырки в потолке, который ты так долго и упорно ломаешь с летящих на скорости света облачках, размером с гулькин нос, так ещё и этот чертов «медведъ» в трусах не даёт передохнуть, вечно подгоняя. Я не говорю уже о простом таймере, ледяных дорожках и сосульках, падающих на башку.
Так много действий нужно выполнить на время, так много всего успеть, что и сейчас мои пальцы заворачиваются в плотный морской узел, когда я выхожу за 10-й уровень игры. Порой, восхождение кажется просто безнадёжным, учитывая архитектуру уровня и количество врагов. Протиснуться по трём уровням без ступеней, выбив один кирпич, при этом не упав с облака, да ещё и опередив поганца-тюленя – это самый настоящий 8-битный хардкор. Хардкор, которого вы не встретите не в одном современном платформере.
Эта игрушка бы точно заняла первую позицию, если бы не Castlequest, о которой речь пойдёт ниже. Поэтому Ice climber становится нашим №-2, получая утешительный приз в виде букета цветов и бутылки советского шампанского 🙂
1. Castlequest
Вот мы и добрались до верхушки, эталона, мастера боли и истинных страданий. Встречайте — Castlequest. Это не самая красивая и знаменитая игра, многие её даже и не знают. Уж на одной полочке с главными хитами NES она точно никогда не стояла. И тем не менее ей самое место в этом скромненьком «топе», причем на самом на почетном первом месте.
Castlequest загружена хардкором настолько, что даже самые, казалось бы, непроходимые игрушки, по сравнению с ней оказались не такими уж и сложными. Я себе не представлял раньше, как выглядит весь замок и что потребуется, чтобы пройти игру. (Сразу скажу, что упорства и желания точно будет мало) Честно, тогда у меня не было ни малейшего шанса её закончить. Да даже сейчас, с возможностью сохраняться и почитать всякие там руководства, пройти её сможет только «избранный».
В чем заключается сложность? Во-первых, жизней у нас чертовски мало, а игровая карта настолько большая, что даже будь их в 100 раз больше, шанс закончить игру успешно по-прежнему окажется ничтожно мал. Во-вторых, на уровнях слишком много смертельных ловушек, преодолеть которые с первого раза чисто теоретически нереально. Больше всего напрягали прыжки, которыми нужно было пересекать ряды кольев, врагов, прессов, электричества (причем одновременно) и прочего. Проблема была и в том, что совершать их нужно было с математической точностью. Недодержал секундочку кнопку прыжка – покойник, передержал – тоже труп. Трудно было и сражаться, т.к. бил ножичком ГГ слишком уж неуклюжа, что и говорить о сборе ключей для дверей и поиска «правильного» выхода…
По сравнению с Castlequest многие современные платформеры, где позволяют сохранять прогресс или дают несчётное количество попыток, могут показаться казуальной беготнёй для грудничков. Эту игру я до сих пор не прошел, и считаю её одной из самых сложных, какие мне когда-либо попадались. Может быть когда-нибудь я соберусь с силами и попробую её закончить, но это уже совсем другая история 🙂
Конечно, это не все, а только та часть игр, которую я из головы уже никогда не выкину. На NES вообще полно качественных платформеров, поэтому если у вас есть на примете что-то похожее, то пишите в коменты, буду рад любой джостикоубиваельной игре.
Жалко тратить нервы на такие сложные игры.
Сам недавно мучился с «Марио» на эмуляторе.
Сколько ни пытался — всё равно погибал в восьмом мире или даже раньше.
Правда сохранения не использовал. Играл «по честному».
Без сейвов слишком уж хардово.
Да, игры довольно сложны и, примерно, в таком порядке и идут. Играл во все чепыре, естессено, кроме последней, топ 1. Честно, только змейку, по-моему, проходил. Друг Принца проходил… Остальные мы чёй-то не осилили.(^_^)
Принца проходили только с паролями ко всем уровням)
Наверное, да… Помню друг «мучил» её долго и упорно… Имеешь ввиду, что там коды показывают после уровня, а затем можно ввести и продолжить, да?..
Ну да 🙂
Узнавал — да, так и было… А так весь день пришлось бы потратить, наверное…(^_^)
Castlequest не смог найти в наборе ромов/ че за.. она точно с денди ?
Точно денди. Ищи в сборниках, или же отдельные русские ромы с переводом.
Уже нашел)) Но пройти пока не получилось, завтра на парах попробую ^^
Ооо денди, ностальгия 🙂
Принц перси совсем не трудная была. Сложность возникали только при первом прохожден,а потом всё шло легко и непринужденно. К тому же была книга с паролями от уровней и всегда можно было начать с того места где остановился
Ну вот поэтому и в начале списка)
Да, ностальгия. Ни одну из этих игр не прошел до конца, да и вообще из приведенного списка играл только в Ice Climber да чуток в принца Персии. Кроме того как-то не было то и самого понятия «пройти игру». Поиграть, весело провести время, поскидывать человека — напарника со льдин или подставить под удар мобов. Или в Battle city подпереть ради прикола танк игрока-союзника, чтобы по нему компьютерный противник попал. А проходить подобные игры полностью — да зачем и кому это было нужно то? А если кому хардкор — так пожалуйста в Arcanoid с уровнями почти до бесконечности и играются пусть. Или в Sky Destroyer выживать максимум уровней, пока для проигрыша не останется получить всего один выстрел от «летающей крепости» — это считалось уже, что игрок дошел по игре далеко. Чессказать, если игра представляет из себя просто набор из разноцветных кирпичиков с квадратным персонажем как последняя из представленного списка то найти в себе интерес ее проходить никак не получается. Хардкорная? Пожалуйста, ничего не имею против.
Афтра такой динозавр 🙂
Сам такой!