- Полное название: Prison Architect
- Дата выхода: 2015
- Локализация: текст
- Жанр: экономическая стратегия, Lock’Em Up
- На чем можно поиграть: ПК
- Мультипелеер: нет
- Кооператив: нет
Игровая индустрия знает не так много хороших игр посвящённых тюремным побегам и вообще жизни за решеткой. Как правило они узко тематичны и все либо про одно, либо про другое. Правда, среди них нет ни одной достойной стратегии, в которой мы бы лично могли заняться проектировкой «каталажки своей мечты». Расстановкой патрулей с собаками, натяжкой колючей проволоки, обысками и подавлением бунтов при помощи закутанного в защиту спецназа.
Этот пробел решили заполнить разработчики из Introversion Software. Хотя их игра и болталась на раннем доступе почти три года, и только недавно Prison Architect успешно покинула чертоги Early access. Идею игроки восприняли с воодушевлением. Разносторонняя, с полной свободой, и до мельчайшей детали – мечта фаната жанра. Поэтому ещё на этапе полировки итоговая цифра приобретённых копий перевалила за миллион. На этом моменте вы должны удивленно задрать брови. Да-да, вот эти вот кружочки продаются миллионным тиражом… и то ли ещё будет 🙂
По тегам: Prison Architect обзор, рецензия, игры про тюрьму, тюремный архитектор
В чем секрет успеха Prison Architect мы сегодня и попробуем разобраться. Обзор постараюсь не затягивать, но, черт подери, эта игра реально прям-таки ломится от контента, поэтому отстреляться на «три строчки» вряд ли получится.
Проектируй, корми и репрессируй
Первым делом стоит сразу сказать, что в названии игры заложена только часть общего смысла. Да, вы – архитектор, который будет строить тюрьму, закладывая все кирпичики собственноручно, проектируя инфраструктуру с логистикой, а потом аккуратно обтягивая всё это колючей проволокой и стенами. Но это только 1\3 от того, что на самом деле прячет Prison Architect под неряшливым визуальным стилем. После того, как первые стены будут поставлены, а первые зэки усядутся на шконку, — вы займётесь работой начальника тюрьмы, бухгалтера, финансиста, начальника охраны и т.п. Следить придётся буквально за всем.
Prison Architect – это полноценная экономическая стратегия с глубокой системой развития, строительства и управления. В обязанности игрока входит полный список работ управленца: финансы, кадры, риски, клиенты и пр. При первом знакомстве даже подкованный и понимающий стратег немного замнётся, взглянув на количество вкладок и опций, доступных в самом начале. К тому же вас никак не ограничивают в проектировке. После какого-то там Prison Tycoon, можно даже испытать некое подобие шока, настолько эти игры разные по уровню и глубине.
Интересно: вы можете выбрать каждого зека и посмотреть, чем он доволен, за что сидит и как будет себя вести. Вы можете приказать обыскать его, перевернуть его камеру или даже отправить в карцер. По причине и без. Вы – шеф, вам можно 🙂
Помимо того, что сначала нужно грамотно спроектировать будущую тюрьму, а потом ещё и построить — надыбав деньги из грантов правительства, — вам придётся следить за каждым аспектом работы своего исправительного учреждения. Распорядок дня, питание, гигиена, работа, развлечение, образование и т.п. Чтобы заключенные не буянили и не дрались, и чтобы финансовые потоки стабильно наполняли счет. Следить придётся даже за конкретными мелочами: от проводов и трубопровода, проложенных для подачи электроэнергии и воды в блоки и рабочие помещения, и до чистоты коридоров, камер и кабинетов. Ваш взор должен пасть на каждый уголок, каждый кустик и на каждую дверь, а также и заключенного, сидящего за ней.
Почему? Ну, друзья, мы же не «весёлую ферму» строим, где за заборчиком будут пастись исключительно доброжелательные коровы и овцы. У нас тут как бы тюрьма (строгач, если «чё»), в которой «мотают сроки» не самые лучшие представители рода людского, явно отправленные в «места не столь отдалённые» не для ознакомительных экскурсий. Это убийцы, маньяки, насильники и социопаты – все они совершили страшные преступления против общества и теперь заперты в одном помещении. Вы же не думаете, что они будут мирно чалиться, попивая чаёк?
Неделю в карцере и любой завоет как дикое животное
Попробуй только недоглядеть и они мигом разберут вашу охрану на запчасти, сломают двери и весь персонал забьют до смерти. Попробуй только неправильно протянуть водопровод, как кто-то сразу же проковыряет его (пока охрана занимается не тем, чем нужно) и попробует скрыться. Не говоря уже о контрабанде наркотиков и оружия. Нужно предусмотреть всё, даже самый худший вариант, когда зеки захватят блок и устроят пожар, бунт или вообще, не дай бог, доберутся до огнестрела.
Нельзя недооценивать сообразительность и умение зеков искать «дырки» в системе защиты. Вы можете всё залепить стенами и решётками, а они проползут под землёй. Вы можете развесить камеры наблюдения, а они расковыряют провода и устроят пожар. Быть готовым ко всему – невозможно, зато можно минимизировать последствия и изолировать проблемные части, и в случае чего «работать спецназом».
В этом и заключается прелесть Prison Architect, а также и секрет миллионных продаж. Очень много деталей и очень много возможностей — строй как хочешь и где хочешь. Абсолютная свобода. Это действительно самый дотошный симулятор тюремного архитектора/директора. (Не считая момента, что строимся мы только в ширину) У игроков ещё никогда не было лучшего инструмента для создания собственного «Шоушенко» из которого никто не сможет убежать.
Ха! можно даже сделать свою собственную «Зелёную милю», и водить смертников на казнь по длинным коридорам, лично участвуя в процессе экзекуции!
Помимо этого, детально воссозданы многие аспекты управления, не встречающиеся в обычных экономических стратегиях. Даже есть понятие «строгости режима»: управляй разумно — воюя за симпатии заключенных удобством и приятным досугом, или устрой массовые репрессии — заперев всех по одиночкам и карцерам, устраивая побития и обыски. Сам себе хозяин и сам себе господин. Вы вольны любого болтуна и дебошира закрыть в карцере, а потом смотреть, как он там тихо сходит с ума, ударяясь об двери головой. Адвоката тебе? А сутки в карцере не хо-хо.
Предел терпению есть всегда. Первым делом перебьют охрану, а потом и всех остальных, кто попадётся на глаза. Тут главное правильно разбить участки на сектора, чтобы рабочие помещения, а также офисные здания не были захвачены, пока спецназ в пути…
На самом деле я бунты просто обожаю, иногда даже нарочно создавал ужасные условия, чтобы попробовать сторожевых собак и огнестрельное оружие :3
В Prison Architect можно назначать распорядки дня, ставить патрули, тянуть систему видеонаблюдения и даже организовывать зекам работу и образование, чтобы они пока отбывают наказание принесли пользу учреждению и попробовали перевоспитаться. Втянуться в этот процесс гораздо проще чем кажется. Каждый раз составляя план и воплощая его на игровом полотне, вы непременно начнёте замечать изъяны и бреши, а потом нещадно их править. И нет предела совершенству! За этим процессом можно наблюдать вечно…
Интересно: иногда «дыры» будут находить сами зеки и этот вариант ещё интереснее.
От обычной качественной экономической стратегии Prison Architect отличается и тем, что у вас на руках с сотню-две проблемных криминальных элементов, которые обязательно попытаются нарушить порядок и поломать инфраструктуру. Работать приходится в крайне сложных и нестабильных условиях, порой даже нужен индивидуальный подход. Но всё это до малейшей детали и есть самая яркая и увлекательная часть игры.
Даже не смотря на отсутствие каких-либо конкретных целей – у нас есть всего-то одна обучающая короткая компания и режим свободной игры, — игрока почти целиком поглощает процесс создания, строительства и улучшения. Цели вы придумываете сами: стать самой безопасной тюрьмой, самой удобной или же самой суровой, ну или же самой большой, вместив тысячи опасных преступников. А может заработать миллиард?
Что не мало важно, так это порог вхождения – он невероятно низкий для подобных игр. Второй приятный момент — дружелюбный интерфейс. Игра легко воспринимается и не грузит попусту. Довольно просто сообразить, куда что ставится и как это работает. Правда, сначала нужно иметь хотя бы малейшее представление об охране территории, зонах разграничения и вообще структурах тюрем. Впрочем, с первого раза построить «идеальную тюрьму» вряд ли удастся. Вы нагромоздите всё в кучу, не справитесь с потоком заключенных, добьётесь бунта и банкротства. Зато каждая последующая попытка окажется лучше, от чего на душе будет становиться всё теплее и теплее, пока однажды механизм не заработает как часы, а денежки не потекут в карман рекой. Но даже когда ИУ будет почти идеальной, вы можете развлечься – увеличивая территорию и вместительность, тем самым усложняя процесс контроля. Или же попробовать самому лично промять матрас, а потом бежать через подкоп или под суматохой от бунта!
Древо развития не такое внушительное, как всё остальное. Но зато каждый кусочек — открытие и море возможностей к росту.
В версии 1.0 разработчики предоставили новый режим, который позволяет побыть в шкуре зека и попробовать совершить побег. Придётся драться, зарабатывать репутацию и пытаться выбраться, прощупывая слабые места. Для таких «развлечений» подходит любая тюрьма, даже ваша собственная. Наборы интересных и очень сложных карт можно найти в мастерской Steam и играть просто до бесконечности.
Итого…
Секрет успеха и невероятной популярности Prison Architect заключается в том, что это самая масштабная и дотошная стратегия в данном сеттинге. Конкурентов у неё попросту не существует. Все остальные даже на 10-ую часть не могут воспроизвести то, что есть и реализовано в Prison Architect.
И дело даже не в том, что она — единственная достойная. Просто сама по себе PA собрана так, как нынче игры не создаются – детально внутри и без фанатизма снаружи. В большинстве схожих проектов так загоняются по графике и визуальной части, что напрочь забывают обо всём остальном, что заставляет фаната чахнуть над виртуальной экономикой сутки напролет.
И пусть нормальной графики в ней нет, да и сюжета — тоже, в остальном это почти безупречная глубокая экономическая стратегия, сумевшая затронуть такие незначительные элементы управления и контроля, что по ней впору готовить реальных тюремных управленцев. Не напрягает даже тот факт, что тюрьмой всё происходящее не сразу хочется назвать, настолько неряшлив и старомоден визуальный стиль.
За три года разработки этот, не побоюсь этого слова, бриллиант, огранили как положено. Игра масштабная, с уклоном на творчество и свободу, при этом залипательная и очень интересная. И заметьте, ещё и в одном из самых нереализованных игровых сеттингов.
Для каждого, кто беззаветно предан жанру экономических стратегий (хороший пример), Prison Architect станет очень приятной находкой. Удивительно как вообще, казалось бы, «развлечение исключительно на любителя», взрывает пользовательский интерес и продаётся миллионным тиражом. Повод задуматься. И даже если вы никогда подобные игры ранее не пробовали, то может пришло время?
P.S. Как же я надеюсь, что успех Introversion Software наконец-таки подтолкнёт крупные студии к работе над дорогими экономическими стратегиям.
P.P.S Как я строил свою первую рабочую тюрьму.
Трейлер Prison Architect:
И действительно откуда миллион продаж. Тут ААА не всегда столько продаёт лол. Надо поиграть, раз такая пьянка
Игра шикарная. Не пожалеешь, если нравится жанр
Прям как серия escapists выглядит. Спасибо за обзор!
Это как аквариум с рыбками которых у меня никогда не было- залипательно @_@
Да, только рыбки не дерутся и не ломают унитазы, а также не подкапываются под аквариум. И рыбкам не нужно строить на дне бильярды и нанимать адвокатов 😀
Всё по делу сказано. Игра реально мощная и лучше за неё не садиться если нет времени .Усядешься-втянешься и ток под утро дойдёт — пора на работу =)
Взять с собой ноутбук на работу и там продолжить 😛
Годнота) Мне от друга в подарок досталась, неделю лежала в библиотеке не запускал, а потом включил и выпал из реальности. Обучение нужно ей нормальное и будет ещё лучше. Ещё есть баги маленькие -зэки от голода умираю и не ходят есть и проникают сквозь текстуры. Может они призраки *_*
Ест такой грешок. Но вроде зеки не бегут если проходят и проходят только через стенки столовых и прочего. Забор вроде бы непроходим 😀
Построил тюрьму на 2000 тысячи зеков, а потом было бунт…. никто не убежал, 230 трупов :3
Со стороны выгляди весело, но сам в такое сыграть не решусь. Слишком сложно, слишком долго и непонятно
ЗЫ картинка зачетная, из какой это игры? 🙂
Не помню, похитил у гугла
Как же я смеялась, когда забыла им построить туалеты и они в камерах и по всей тюрьме гадить начали 😀
Ещё в игре появились женские тюрьмы с новым обновлением. С ними посложнее, чем с буйными в карцере — всё как в жизни :3
Это повсеместная проблема где-то первой-второй тюрьмы 🙂