mario gore

«Что вы знаете о жестокости и насилии в играх?» Итоги + мнение

Подводим итоги опроса, а также дополняем материал своим почти что экспертным мнением…

Для тех, кто пропустил всю движуху — пост ниже ⇓

Тест: А что вы знаете о жестокости и насилии в играх?


Субъективщинка, она такая

Удивительно, как иногда сильно отличаются мнения людей с одинаковыми увлечениям на одно и тоже событие или ситуацию. Каждый видит что-то своё, несознательно выбирая угол и перспективу, добавляя личный опыт, не забывая оглядываться на общественное мнение и какие-то личные человеческие переживания.

Именно по этому мой прилично разношёрстный список видеоигр, поданный на сравнение в ключе жестокости и насилия в видеоиграх, был (вполне ожидаемо) воспринят так многополярно. Некоторые читатели искренне не поняли, что в числе номинантов делают какие-то стратегии, что сексуальное насилие хуже просто убийств и почему в списке нет других, более жестоких кровавых «игорей» навроде The Punisher или Mortal Kombat.

Готов аргументировать. Помчали!

P.S. The Punisher реально крут.


Вот так выглядит моё субъективное представление о градации жестокости и насилия 🙂

Извиняюсь, что пришлось всё вынести в отдельный пост — слишком много букаф 🙂

  1. Age of Empires
  2. Succubus Agony
  3. Manhunt
  4. Blood Trail VR
  5. GTA 5
  6. Postal 2
  7. Killing Floor 2

50 оттенков насилия

Так вот, дорогие друзья, не нужно спорить, ругаться и сокрушаться, что ваших взглядов кто-то не разделяет. Вы все, в той или иной степени, правы. И о выбранной теме знаете достаточно и вполне способны тезисно обосновать причину присвоения позиций в нашем «списке насилия». Правда исключительно через призму личного игрового и жизненного опыта. Это важно.

Любая ненаучная попытка дать оценку жестокости и насилию в видеоиграх, лично разделив их и взвесив каждый эпизод, всегда с треском провалится. Потому что это всё слишком субъективно. И настолько расплывчато и зыбко, что даже в мировой практике официальных рейтинговых бюро существует немало абсурдных пробелов.

Например, ESRB (Entertainment Software Rating Board) — канадско-американское рейтинговое агентство по определению и присваиванию рейтинга. Оно прямым текстом указывает, что «Early childhood» — это рейтинг игр для детей от 3 лет, не содержащий материалов, которые родители могли бы счесть неподходящими.

mario

Марио — убийца. И всё своё счастливое девство вы убивали. Смиритесь с этим!

То есть, вы понимаете, как это звучит, да? Исключительно верующие родители могут и безобидный Тетрис назвать проделкой «сотоны», как и лютым садизмом похождения всеми известного итальянского водопроводчика. Ещё больше пробелов в трактовках зависло на рейтинговых позициях между «Everyone» и «Mature». Там вообще черт ногу сломит, разбираясь в толщине и расположении едва проступающих границ.

Что такое «в меру откровенное сексуальное содержимое» или «нечастое использование ненормативной лексики»? Это (попробую угадать) когда с героини сняли юбку, но не трусы, а на «три весёлых буквы» послали всего один раза, а не два? Честно говоря, вам вряд ли кто-либо ответит на эти вопросы, т.к. ярлык ставят по факту ознакомления.

gta5-lol

Представляю какое «бинго» собрали разработчики GTA 5, когда «пошли в печать»…

То есть, некие «эксперты» — как те, что изучают контент на порнографичность (это адская работа у людей 🙁 ), — всё осматривают и выдают решение. Даже несмотря на то, что эти люди пропускают через себя всё, что происходит в кругу их деятельности, это всё равно лишь их субъективная оценка. Да, может быть чуть более весомая, за счет опыта, но всё равно субъективная. С таким количество расплывчатых формулировок — совсем неудивительно!

И мамы всегда будут осуждающе покачивать головой, глядя как их чадо, заливаясь смехом от восторга, выбивает всю дурнину из виртуальных болванчиков. Даже если на коробочке с игрой стоит нужный рейтинг и «всё нормально».

video-games


PEGI (Европейская рейтинговая система компьютерных игр) имеет ещё меньше подпунктов. 30+ стран, не включая Россию, получают «плашку» на коробку с игрой, где четко указан возраст и рейтинг. А вот формулировки, увы, такие же жиденькие и тяжело трактуемые.

Например, «Том и Джери» — это мультфильм для 3+ (по версии ESRB). Потому что там, якобы, не наносят повреждения мультипликационным персонажам. Там нет насилия над людьми и ребёнок не ассоциирует героев с реальными личностями, а ещё отсутствует грубая лексика.

То есть, по мнению экспертов-рецензентов, этот мульт, состоящий на 99% из сражений и конфликтов — тычков, ударов, пинков, затрещин и попыток убить — подходит для 3-летних детишек? Хм… Видимо вероятность прирезать надоедливого мыша ножом и сам факт его умерщвления таким образом — это разные вещи. Но так ли это?

tom and

Творчество на тему «а что, если…». Не моё, конечно же.

Это всё очень спорно, а обсуждать и приводить примеры можно до бесконечности. А пока что рейтинги работают больше на ином… более интуитивном уровне оценки, опираясь на совокупность субъективных представлений людей о насилии и жестокости. По мнению мировых агентств, дающих хоть какие-то плюсы и минусы такому контенту, важны факты и изображения, а иногда и контекст. Хотя в целом, опять-таки, проследить за логикой очень тяжеловато. Но мы попытаемся.

По версии некоторых агентств, например, убийство чудовищ в условном Killing Floor 2 подойдёт и для подростков («М»), а вот GTA 5 уже нет. Хотя, казалось бы, в KF весь пол завален отрубленными и обугленными конечностями человекоподобных врагов, и кромсалово там не стихает ни на секунду. Но, как бы, окей. Зато в GTA можно снять проститутку и давить людей на машине, пусть и без расчленёнки и размазанных кишок по асфальту.

Ещё больше казусов проступает при оценке таких спорных видеоигр, как Hatred или Succubus Agony. Даже GTA 5 меркнет на их фоне. А почему? Потому что криминальный боевик с матом, погонями и обнаженкой — это баловство. А в сравнении с тотальным террором, который устроил «ГГ» обычным американцам из Hatred — вообще цветочки. В Succubus Agony разрабам пришлось вырезать механики изнасилования суккуба и убийство адских младенцев, чтобы попасть на прилавки.

Hatred -img1

Главный «герой» Hatred — это психопат, воюющий с обществом, где… почему-то нет детей и чернокожих.

Важно отметить региональность оценки: Hatred заслужила ярлык самой-самой лишь потому, что это очень грубая попытка поковыряться в загноившихся ранах западного общества. Массовые расстрелы людей — это старая и очень болезненная тема для США. Даже если мозги по полу не растекаются и вы никого не насилуете, то всё равно для них (американцев) это слишком.

В европейских же странах оценки и отношение к подобным видеоиграм могут быть совсем другие, как и места на пьедестале самых-самых. Age of Empires 4, к примеру, в Европе имеет плашку 16+, а вот в США стратегия доступна уже 10+ (для всех). Говорить что-то про Азию или Индокитай я думаю и не стоит…


У нас бы (если бы был какой-то конкретный комитет оценки видеоигр в РФ), вряд ли бы буйство патлатого маньяка из США стояло выше изнасилований демонов в аду.


Думаю вы поняли к чему это сказано. Даже на уровне международных отношений нет прочного согласия по таким малозначительным вопросам. При этом рейтингов очень много, как и их критериев оценки. И всё субъективно. Абсолютно.

Аргументы — в студию!

  1. Почему Age of Empires стоит выше всех?

Если быть честными, то массовое уничтожение народов — это самая крайняя форма жестокости. Никакое количество застреленных психопатом американцев на заправке в Hatred и ограбленных, избитых проституток в GTA не сравнится с полноценным массовым геноцидом.

В таких стратегиях, как Age of Empires, всегда особо цинично оформлены игровые механики: убивай врага, уничтожай его жителей, жги здания и сотри с лица земли всё, что напоминало бы о нём. Если в Postal 2 вы можете просто мирно пройти игру, лишь защищаясь (как в Blood Trail VR или Killing Floor) и не переходя на садизм, то в AoF геноциду никакой внятной альтернативы нет — вы обязаны замараться в крови по локоть, а то и по шею.

age of empires 2021

В Age of Empires игрок не только воюет, отправляя на верную смерть десятки тысяч воинов, которые потом будут с хрустом проталкивать штыки под рёбра друг другу. Он делает это максимально эффективно и цинично, разменивая человеческие жизни на ресурсы и позиции, и обрекая целые нации на забвение. Поджечь город, а всех крестьян расстрелять из пушек — вот это веселье!

Конечно же, микро-детализация насилия в таких играх отсутствует. Вряд ли бы нечто подобное попало на полки магазина, если бы парящий над полем боя игрок физически смог услышать звук прорубившего голову моргенштерна или крики бьющихся в агониях воинов. Продажи не стартовали бы, если б «комнатный командир» сумел полюбоваться на плоды своих «успешных атак» на вражеские города: в виде окровавленных ковров из крестьян, забитых как скот прямо на посевных или их погибших от голода деток, навеки уснувших в своих люльках.

Все ужасы войны Age of Empires ловко отсекаются от происходящего. Война как бы есть, но горя, смерти, ужаса и невыносимых человеческих страданий — нет? В реальном мире так не бывает. Война — это ад. И вы, как игрок, в таком случае — что-то вроде демона (или бога), который прогревает собственный котёл и начинает варить в нём многочисленные виртуальные людские жизни. И чем реалистичнее графика, детализирование и шире мир, чем больше цифровых страданий в нём, тем трагичнее выглядят события.

Конечно же, восприятие зависит от самого человека и от того, как давно он столкнулся с реальностью и что он знает об окружающем его мире. 15-летние мальчишки вряд ли представляют, как ужасна война и какой ад творится на поле брани, и что у каждого солдата тоже есть где-то мама. Для них это разноцветные человечки, тыкающие и бросающиеся друг в друга пикселями. В конец-то концов так оно и есть! Никто же не страдает, верно? 🙂

2. Succubus Agony (версия без цензуры).

Проект исключительно шокирующий. Ад у разработчиков получился очень жестоким и отвратительным, а оригинальная версия без цензуры — настоящий хоррор в самом его полнотелом представлении. Геймплейно — бурда. Зато стилистически очень сочная и живая.

Не уверен, что каждый взрослый осилит нечто подобное без ночных кошмаров или дурных ассоциаций…

Succubus Agony


3. Manhunt

Manhunt — игровое реалити-шоу про охоту на людей. Этот стелс-экшен не зря запрещен в многих странах мира, так как авторы проекта совсем не стеснялись набивать игровые механики забористым насилием. Очень кстати пришелся и киношно-пленочный стиль, а также детальная озвучка звонко раскроенных голов и булькающих вскрытых глоток.

4. Blood Trail VR

За свою микро-детализацию насилия получает 4-ку в списке. И не важно, что вы защищаетесь и что противостоят вам безумцы-маньяки с кривыми зубами, но симуляция повреждений человеческого тела слишком реалистична.

5. GTA 5

Песочница с большим количеством всевозможных занятий. Игрок сам выбирает как развлечься, кого и где убить, а также убивать ли вообще. В плане жестокости и насилия мало чем отличается от тысяч схожих рельсовых шутеров про перестрелки с копами и бандосами. Общественность заругала лишь за массовость, нецензурную брань и сцены сексуального характера (не помню таких).

6. Postal 2

Похождения «Чувака» — одна большая куча видеоигровой сатиры на проблемы западного общества. С гомосеками, джихадистами, защитниками морали, защитниками животных, феминистками, легализацией оружия, культа потребления, квасного патриотизма и ещё целой ватаги всякой западной лабуды.

ParadiseLost 2015-04-22 12-43-53-95


Так низко потому, что игра не просит издеваться над кем-то или кого-то убивать. Можно, конечно же, полгорода «обосццать и сжечь», а стены вымазать говном. Ну а можно просто спокойно собрать подписи, обналичить чек, сходить за молоком и спокойно постоять в очереди.

7. Killing Floor 2

Брутальная мясорубка. В конце списка лишь по той причине, что сражаемся мы уже не с людьми. Да, кроваво, скользко и липко, но жестокость тут проявляют лишь чудовища, а игрок — военный хирург, вынужденный замарать руки кровью ради спасения человечества. В целом, жестокости не больше, чем на забое в свиноферме.

Итого…

Собственным «я так вижу» любое общество (озабоченный родитель) табуируют тот или иной вида насилия или жестокости в видеоиграх. И у каждого человека не связанного с какой-либо аналитической профильной структурой тоже есть своё мнение. Что примечательно — оно редко не совпадает с экспертным!

Вряд ли кто-то в обозримом будущем сможет подвести всё под одну формулу и спокойно посчитать на пальцах во сколько лет мальчику можно уже наконец-то увидеть на экране голую задницу без плачевных последствий для психики. В этом вопросе субъективное мнение лишь всё усложняет, потому что мама считает вот так-то, учитель думает о другом, ученый о третьем, а министр вообще не думает.

Однако, некий общий знаменатель всё же есть — убийство детей и сексуальное насилие. С этим, конечно же, согласны абсолютно все цивилизованные страны. Игроделы не переходят эту «красную черту», а если где-то и появляется нечто тревожное, то исключительно в расчеловеченном виде. Например, дети оказываются демонами, а объект сексуального насилия — исчадьем ада.

succube


В целом, европейские и американские рейтинги близки к формальной «адекватной середине», и на них можно полагаться, когда забегаешь в магазин за диском для малолетнего родственника-геймера. Отечественный и азиатский игропром слишком увязли в ММО и сессионках, а вся проблема с насилием и цензурой упирается там исключительно в длину юбки и глубину декольте у героинь.

Ну и пока игровая индустрия культурно развивается, мы продолжим внимательно за всем следить, жадно потребляя её плоды. Как и ожидалось, где-то чуток кислит, а где-то возможно горчит, но, в целом, всё ещё съедобно. 🙂

P.S. Если бы The Punisher попал в список, то точно был бы первым 😉

 

[
]

«Что вы знаете о жестокости и насилии в играх?» Итоги + мнение: 67 комментариев

  1. Алекс

    Проблема в том, что никто не смотрит на рейтинги с коробки игры.
    Про это была статья в интернете от продавца видеоигр.
    Из неё выясняется, что даже на Западе родители не смотрят, что покупают детям…

  2. Алекс

    Слова «звук прорубившего голову моргенштерна» я воспринял как-то не так…
    Сразу представился эмигрироваший из России популярный исполнитель…гхм… песен.

        1. igra-San Автор записи

          Чем дольше на него смотришь, тем больше он пугает.
          У Марио, судя по зрачкам-точкам, уже ПТСР от таких «приключений»…

          1. ковыль

            Ещё какой то сверхразум шнурки на кроссовках зубастым грибам завязывает 8-D

  3. Анон

    Играю во всё без исключений , кукуха не течет.Даже жуков и пауков в окошко отпускаю чтобы не убивать. В играх предпочитаю хороший сюжет , можно с крутым графоном , к вирт,насилию отношусь как к нарисованым тянкам )

    1. Алекс

      В играх… хороший сюжет…
      В книгах да.
      Даже в фильмах.
      Но в играх всё одно и то же: ты избранный, порешай наши проблемы и спаси мир.
      Скучно.

      1. igra-San Автор записи

        Будто бы в книгах нет героев, вокруг которых вращается сюжет и повествование

        1. Алекс

          Собери 10 волчих шкур аля Готика 3.
          Вот, что предлагают игрокам в рэпэгэ.
          Очень впечатляет.

          1. igra-San Автор записи

            Не нужно вырывать из всего многообразия квестов самые рутинные и выдавать это за правило. Мало того, что нечто подобное не является обязательным, так ещё и помимо подобных активностей есть полноценный сюжет с вполне себе киношными вставками и интересными диалогами.

          2. GameGhost

            10 это не много и не мало, как раз достаточно, чтобы в процессе сбора помедитировать, если будете добывать их непосредственно с волков. На задротство и гринд не похоже — количество невелико для этого. Кроме того, есть варианты — найти эти шкуры просто в окружающем мире, проявив хоть какую-то внимательность либо купить их у торговцев, попрактиковав свои навыки арифметического счета, если хотите купить с выгодой. Просьба строго не судить коммент, являюсь заядлым готоманом

            1. igra-San Автор записи

              Вот именно! Если к играм подходить как к некой работе внутри развлечения, то никакого удовольствия ты не получишь. С неправильным подходом можно в уныние свести даже самые лучшие игры человечества. Не надо так

  4. Android (+_-)

    >Война — это ад. И вы, как игрок, в таком случае — что-то вроде демона (или бога), который прогревает собственный котёл и начинает варить в нём многочисленные виртуальные людские жизни. И чем реалистичнее графика, детализирование и шире мир, чем больше цифровых страданий в нём, тем трагичнее выглядят события.

    бляяяя только не показывайте это Милонову или в рпц

    1. igra-San Автор записи

      Торренты сам сотона не закроет, не то что какой-то там Милонов 😀

        1. igra-San Автор записи

          Он сайты не закрывает, а лишь ограничивает доступ через провайдера. Никто не запрещает поставить VPN и зайти на заблоченый ресурс

    1. Алекс

      Жаргон у вас, однако…
      Рофлы, кринжи, лолы, хайпы и тому подобная дрянь, отравляющая русский язык.

      1. igra-San Автор записи

        Это не шутки или какой-то глумёж 🙂

        Просто я показал, насколько разными могут быть точки зрения на одно и то же, и что истолковать можно много чего в удобном тебе формате, была бы внятная точка опоры.

        Вот представьте себе картину: какой-нибудь комитет по защите животных приходит на ТВ и начинает требовать поставить The Hunter: Call of the Wild (игра про охоту) вместо «Т» максимальную возрастную оценку 18+. Потому что для защитников животных это больная тема. Им плевать на геноцид индейцев в AoF, а вот виртуальных животных жалко и вообще это воспитание убийц-мучителей и «шкуроносов».

        Одна сплошная субъективщина.

  5. Алекс

    Самая жестокая игра — первый Unreal Tournament.
    Там при точном попадании из ракетницы куски мяса во все стороны разлетаются…

  6. Алекс

    Последняя информация (при желании спокойно гуглится в интернете, самому искать лень, видел ранее): от игр геймеры тупеют и становятся агрессивными.
    Типа от постоянного созерцания сцен насилия у них атрофируется эмпатия, сопереживание другим людям.
    Почему-то я не удивлён…

    1. igra-San Автор записи

      Ссылку на такие материалы всё же надо давать, чтоб не обсуждать желтизну из «Коммерсанта»

      1. Алекс

        С радостью бы дал, но эту статью забыл в закладки положить.
        А так я люблю прочитать про вред игр.
        Но, в принципе, про это ещё полковник Гроссман (вроде бы) писал книгу (в 1999 году).
        О том, что игры учат убивать.
        Книга называлась, что-то вроде «Не учите наших детей убивать».

        1. igra-San Автор записи

          Источники нужны для того, чтобы понимать, кто перед тобой раскладывает карты. Без настоящего научного исследования все эти статьи — желтушная кашка-малашка с тезисами из подпротухших газет и с такими же убогими аргументами.

          Пока что ученые не могут найти связь между видеоиграми, жестокостью и насилием. тык

          Как найдут — я прочитаю и разбужу вас 🙂

          1. Алекс

            По левым сайтам не хожу.
            Результат: ни одного вируса за 9 лет на Виндоус 8 без обновлений.
            Так то.

            1. Алекс

              А по теме скажу следующее: очень много личностей, лоббирующих игровую индустрию.
              Когда там много денег появилось, стало модно говорить о том, как же полезны игры, ну прям сиди по 12 часов в день, не разгибаясь и будет тебе польза…

              1. Алекс

                Кстати, Игросан!
                Напишите статью в вреде пресловутого «Майнкрафта».
                Ведь малолетние сопляки с 5-ти до 20-лет сидят в нём безвылазно.

              2. igra-San Автор записи

                Про пользу игр читал:
                1) в виде профилактики старческого слабоумия для тренировки когнитивных навыков мозга.
                2) лечение ПТСР у ветеранов боевых действий.
                Про то, что нужно сидеть по 12 часов — впервые слышу

                1. Алекс

                  Я к играм уже не вернусь, даже если скажут, что они продолжительность жизни на 10 лет увеличивают.
                  Где-то читал, что если не играть год, то потом уже в игры не вернёшься.
                  Я же уже почти 1,5 года не играл, сейчас банально лень, лучше сериальчик посмотрю или книгу почитаю. Не тянет абсолютно, если так только — посмотреть пару минут как другие играют.

                  1. Алекс

                    К тому же я всегда таким лошарой в плане игр был — бесила их сложность, а многие диски с играми у меня в стенку летали не один раз, например, Tomb Raider Anniversary, Icewind Dale II и т.п.
                    Именно из-за сложности ентих самых игр я их и бросил (и слава богу).

                    1. Алекс

                      Но ваш сайт всё равно посещаю.
                      Он и книги о создании игр (и о том, как безвестные ребята-программисты подняли нереальное бабло) — то немногое, что я изучаю об играх.

            2. igra-San Автор записи

              Это хорошо. Тем не менее, ссылка не ведёт на «левый сайт»

              1. Алекс

                Да верю я, Играсан, просто лень читать, ну и решил похвастаться 9-ти летним ноутом Асус (зверь-машина, ни разу с 2013 года не обслуживался и не ремонтировался, с него сейчас печатаю — даже клава полностью целая и Винда 9 лет не переустанавливалась).

                1. igra-San Автор записи

                  >Винда 9 лет не переустанавливалась
                  вот это реально круто

                  1. Алекс

                    Кстати, так и есть.
                    И при этом Винда работает весьма неплохо.
                    И именно на этом ноуте я постоянно качаю торренты.
                    Но ничто не вечно под луной.
                    Скоро придётся жёсткий диск менять — в программе HDTune Pro у него статус «Тревога», хотя бэдов нет.

                    1. Алекс

                      А к Винде если нормально относиться и Винду изначально ставить нормальную (лицензионную, как у нас), всё нормально работает.
                      Ну пару раз восстановление системы использовал.
                      И ещё (возможно это важно) отключены обновления Винды.

                    2. igra-San Автор записи

                      Ну восстановление систему — это считай переустановка. Так не считается 🙂

        1. Бывший геймер

          Да всё равно скоро взломают и ХаБокс и Стэйплэйшн.
          И всё будет «по скидке» на торрентах.

    1. Алекс

      Настоящая жестокость — делать игры (сингловые) сложными.
      Я реально иногда ревел, когда что-то пройти не мог.
      Разработчики-садисты свои комплексы компенсируют в таких сложных играх как Дарк Соулс.
      Ненавижу их.

  7. Бывший геймер

    Всё равно и ХаБокс и Стэйплэйшн взломают рано или поздно.
    И игрули появятся «по скидке» на торрентах.

    1. igra-San Автор записи

      Может и так. На ту же PS4 уже есть пиратские версии игр и консоли шьются. Проблема лишь в актуальности

  8. GameGhost

    Как знать, как бы повернулась история если бы в первой половине 20 века были компуктерные игры. Может тогда бы герр химмлер, будучи обычным очкастым задротом, искал бы свои древние артефакты в виртуальном мире, а не создал бы целый мистический орден с кровавыми жертвоприношениями для этого в реальности. А герр гитлер погонял бы воинов на убой в какой нибудь age of empires и на этом бы успокоился, не перебаламутив целые народы реальной войной. И химмлер и хитлер были бы просто задротские ники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.