Mount & Blade II Bannerlord

Обзор Mount & Blade II: Bannerlord — Я тут немножко покомандую


  • Полное название: Mount & Blade II: Bannerlord
  • Дата выхода: 2023
  • Локализация: Текст
  • Жанр: Реловые, стратегии
  • На чем можно поиграть: Windows, XO, PS
  • Мультиплеер: Есть
  • Кооператив: Нет

Небезызвестная M&B, удивившая всех когда-то своей смелой коллаборацией жанров ролёвки «на циферках» и стратегии, получила не менее амбициозный сиквел — Bannerlord 2. С опозданием, но мы будем разбираться, что из этого получилось…


Приветствую, любители средневековых рпг, батальных сражений и брутальных замесов на кованной заостренной стали. Если вы здесь, то это значит лишь одно — классический M&B Вас-таки прилично увлек, а при виде 2-ой части руки не произвольно тянутся к кошельку. И да, по какой-то причине ещё не дотянулись. Но это поправимо 🙂

Объять необъятное

TaleWorlds, конечно же, выстрелили в своё время. И пока состоятельные издатели подбирали себе гарантированно-доходные, но часто вполне заурядные проекты, турецкие разработчики с головой ушли в «ранний доступ» и много мечтали. И, что самое главное, вовсю пытались интегрировать в игровой концепт свои амбициозные представления об идеальной средневековой игре про рыцарей, королей и сражения.

И что в итоге получилось? Если кратко: оно работает!

1242351252135616

Один из самых приятных «кайфов» — отдавать команду стрелкам на залп, а потом любоваться, как туча стрел кинематографично выкашивает и ошеломляет противника.

Новая история рыцаря XXL

Про амбициозность говорить можно много и долго — даже первая часть ещё долгие годы после релиза занимала народ крутыми развлекухами — однако важно будет заметить, что большущий процент всех хотелок таки смог протиснуться в финальную игру. Mount & Blade II: Bannerlord просто необъятна. Огромное количество городов, замков, классов, оружия и прочих средневековых занятий буквально разрывают на части любого, кто впервые с голым задом заспаунится посреди Кальрадии.

Первое и весомое отличие двойки от оригинала — наличие сюжетной кампании. Она вписана в общий генератор событий, имеет обязательные квесты и, в принципе, линейна и максимально невзрачна. К сюжету стоит относиться скорее как к прогрессии, т.к. задания зачастую означают смену масштаба и наступлению новой эпохи вашего вовлечения в дела правителей.

Тем не менее, у вас есть родственники и глобальные задачи. С первыми вы можете покорять мир, торговать, завоевывать или организовывать важные браки. Со вторыми — определять судьбу королевств или даже всей Кальрадии.

1242351235125

Впрочем, никто не запрещает оккупировать кусок чьей-то земли, казнить её бывшего правителя, а самому рассесться на троне. И пусть вассалы зарабатывают для вас золото, а крестьяне гнут спины. p.s. И да, мой телохранитель — моя новая жена. Небольшой рост она компенсирует умением метко стрелять. А ещё она хотела сделать мир лучше. Люблю её :3

Из грязи в князи

И если будущее определяется нашими поступками — мы сами ведём мир к тому или иному финалу, — то прошлое идёт паровозом от нашего персонажа. Мы буквально создаём его (её) с пелёнок, прорисовывая историю до момента совершеннолетия и перехода под наш контроль. Редактор и его возможности — просто огромны. [ Кто хочет слепить Шрека — ваш выход 😀 ]

Да и в целом прокачка (цыфири) — это огромнейшая часть игры. Первичные навыки и вторичные, умения и черты характера, мастерство и совершенство — всё, что выделаете или качаете приводит вас к совокупному набору характеристик и талантов, беспрецедентно влияющих на игровой процесс.

Например, харизматичный персонаж будет может чаще решать вопросы словом, а не мечом. Кому-то будет проще в поиске второй половинки, а кто-то сможет развесить лапши на уши самым доверчивым и выторговать себе владения, союзника или даже трон. Ну а кто-то просто умеет «стукать» 🙂

4671352341

От мамкиной сиськи — к прокачке!

Развитие персонажа — часть общего процесса становления вашего клана. И именно клан — наш второй важнейший  «подопечный». Почему? Потому что никто и ничто не вечно в этом бренном мире. Персонажи болеют, гибнут в боях и лишаются свих горячих голов на плахе. В любой момент история вашего «чара» может оборваться, а это значит, что приемником и наследником клана станут ваши родственники и друзья. Таки не зря зовётся Bannerlord.

И правил он 100 лет… Или нет?

Мир Mount & Blade 2 пульсирующий и динамичный. Это значит, что где бы вы не находились и что бы вы не делали — он и без вас отлично просуществует. Бандиты будут грабить, крестьяне возить товары в город, лорды — воевать, умирать и заключать браки. Где-то будут рождаться наследники, пылать города и деревни, шириться или погибать целые империи. Да, со стороны вообще может показаться, что игра и сама в себя неплохо поиграет и что вам тут нет места. ДА! И это, черт возьми, очень круто!

123651643ё

Если заключение мира дипломатически не вышло, то всегда можно разгромить врага и взять в плен его полководцев. На таких условиях даже самый воинствующий правитель согласится уступить земли и выплатить дань. Впрочем, реваншизм никто не отменял — они (или их дети) вернутся за тем, что вы когда-то у них отобрали.

Но у всех систем со сложными зависимостями есть слабые места. И когда домино посыплется, то случится может что угодно. Например, утрата благородного и рассудительного правителя, внезапно где-то простудившегося, может привести на трон кровожадного безумца-наследника, который испортит отношения с союзниками и скатится в братоубиство.

Кстати, черты характера определяют поведение персонажей на карте и в бою. Тут всё как у людей: коварные бьют в спину и предают, храбрые кидаются в бой против большего числа врагов, а благородные могут даже отпустить вас с поля боя не попросив и монеты выкупа. И наш персонаж  будет обрастать этими чертами. Несомненно, в прямой зависимости от того, что мы будет совершать.

Важно и то, что другие формируют своё отношение к ГГ на основе этих действий. А это значит, что недостойные поступки, трусость и предательство очень сильно испортят ваш образ в лице благородных и смелых, а вот негодяев вполне способны  впечатлить 🙂

907ш6г653544

Мама, я наконец-то Князь 🙂

Война способна  спровоцировать голод, а нехватка еды — сепаратистские настроения и даже восстания, которые в свою очередь способны раздробить крупнейшие королевства и изменить баланс сил во всем мире.

И, само собой, такое может быть вполне рукотворным: если вы где-то надавите или рубанёте, то где-то разопрёт или лопнет. При желании можно плести заговоры и подсиживать правителей, душить экономику налётами и грабежами, переманивать союзников и провоцировать восстания. А можно и самому стать заложником обстоятельств, при которых ваши скромные владения и торговые интересы смоет целой лавиной неконтролируемой междуусобной грызни.

Но на уровень Crusader Kings не надейтесь. Всё довольно поверхностно и слабоконтролируемо, хотя и можно заделать своего наследничка и потом посадить его на трон. Но никаких подкупов, наёмных убийц, подковерных интриг и пр. Максимум — можно попробовать захватить власть силой.

Да скрестятся мечи и прольётся кровь

К счастью, для нас, сражения и бои — доминирующая и самая лакомая часть Mount & Blade II: Bannerlord. Мало того, что вы и сами можете в плотном ряду сойтись в многотысячных сражениях, лично выбивая дурнину из врагов и зазнавшихся лордов, а так ещё и всем этим можно умеючи руководить.

1241251235`235`

Но и самому лучше одеваться не по моде, а по нужде

Боевая система в M&B 2 многогранна и витиевата. Верховая езда, щиты, копья, палицы, топоры, пилум, луки и арбалеты — да есть почти всё, что в те времена было так востребовано на поле боя. И всё оно в той или иной ситуации полезно. Присутствуют направления удара, сложные блоки и парирования, скоростные выпады и пинки, стойки и даже тяжесть брони. Да и учитывается не просто голый урон, но и даже рассчитываются коэффициенты скорости и углы попадания.

Это же, в свою очередь, влияет не только на стиль боя и выбор целей, но и выдаёт такую знатную плюху глубины всему — вплоть до того, какой шлем вы носите и какой формы у вас щит, а также то, убегал ли противник или двигался на вас во время получения урона. Даже то, с какой скоростью. Это же касается и всего остального: пущенная с высоты стрела имеет большую проникающую способность.

3241412412412

Руби топор, слетай башка!

И в отличие от первой части вторая ещё больше сфокусирована на битвах с маниакальной детализированной каждого микро-элемента. Помимо привычных различий в типах вооружений, — длинна меча, толщина брони, скорость скакуна и мастерство бойца — проявилась важность манёвров, использование ландшафта, укреплений и талантов полководцев. Прям-таки поднавалило.

И зависимость одного от другого просто колоссальна, а разнообразие комбинаций не поддаётся исчислению. Воины не просто обмениваются ударами, но и сбивают друг друга с ног, крушат щиты и теряют оружие, врываются в плотные ряды на бронированных скакунах и метко (или не очень) лупят из осадных орудий. Каждому нужно взмахнуть оружием, каждому нужен товарищ для прикрытия и кооперация отрядов для эффективности…

Ко всему добавь два десятка вторичных умений со своим профилем и полсотни уникальных видов войск, которые могут как слабо сочетаться с ними, так и усиливать что-то в разы, дополнять или усиливать друг друга. И что мы получим? Очень гибкую и непредсказуемую игру, где каждая мелочь важна. И это нереально круто.

3241235124124

Стены можно разрушить, а не штурмовать. К сожалению, после победы ремонт ляжет на вас. Как и всё, что сгорит или обрушится за ними. И если город вам нужен целым, то есть смысл защитников взять измором, а не выжигать всё до камня

Это позволяет генерировать нечто необычное. Ну например, в хаотичных рядах вдруг могут оказаться настоящие герои, способные своей удалью буквально перевернуть ход битвы. Много раз я наблюдал, как мои спутники или даже обычные солдаты проявляли чудеса героизма, не жалея живота разбивали плотные ряды супостатов или экстренно залатывали бреши в обороне до прихода подкеплений. Ещё важно добавить: вам лично геройствовать никто не мешает, но наблюдать за чем-то подобным со стороны и кайфовать — это только в M&B2.

Тоталварка на минималках, но очень вкусная

Mount & Blade II масштабна не по бюджету. На полях сражений сходятся тысячи воинов, которыми довольно тяжко командовать, ведь камеры следует за нами, а не парит над БГ. И это возможно, при должной сноровке, т.к. приказы можно отдавать с привычными построениями (растяжкой по толщине и пр.), зонами и характером реакции. В какой-то момент можно даже самому смело встать в строй и не бояться, что маневры пойдут не по плану. Горячие клавиши однако выручают.

123141345135124124

Копейщики встречают кавалерию, лучники отрабатывают позади, пехота уперлась щитами, кони готовятся к манёвру в тыл. Знакомо?

Традиционные камень-ножницы-бумага из кавалерии, пехоты и стрелков очень сильно усложнены персональными качествами солдат и тем фактом, что в бою всё может пойти не так. А это значит, что даже не самый опытный и сильный вояка в горячке боя может проткнуть дорогущего (как истребитель) всадника, а полураздетые чумазые крестьяне с вилами его мигом запыряют. С таким же успехом и вы можете «клюнуть носом», если вражеский арбалетчик таки сможет выдать стрелу на упреждение.

Это сложно, но, к счастью, безумно увлекательно. Бои получаются очень горячими и суровыми, накидывая добротное количество атмосферы на всё происходящее. Особенно в сражениях за замки и города. Эпичность происходящего иногда ошеломляет, заставляя на мгновение остановиться и окинуть взглядом стройные ряды бравых воинов. Любо…

314515312512452

Фоторежим помогает ловить на камеру лучшие моменты.

Да и где ещё можно два дня собирать и готовить армию, вооружать солдат, запасаться провизией, а потом собственноручно протолкать осадную башню к стенам, закрываясь от стрел, с криком начать крушить защитников укреплений. На ум приходит Chivalry 2, но без внушающего масштаба и без этой сладкой организационной прелюдии, привычной для пошаговых стратегий. В этом плане M&B 2 — безоговорочный лидер.

Конечно всё схематично и шаблонно. Это не какой-то Стронгхолд, где каждую стену можно заставить лестницей или сломать. Как и первая часть, вторая исходит из шаблона, но более гибкого. Это означает, что есть фиксированные позиции для осадных орудий и места, где артиллерией будут делаться отверстия. От замка к замку они разнятся, меняется ландшафт и сложность, но количество всегда одинаковое.

315125125125

Вот как-то так. По центру таран и две точки для лестниц и осадных башен. Внутренний двор и крепость можно защищать личной инициативой и командами. Сражение за цитадель проходят малыми группами после основной осады, когда стены пали.

Милорд, на наш хмель напал долгоносик

Война войной, а дел у главы клана (государства) бывает немало: строительство, рекрутинг, принятие законов, поиск супруги, дипломатия, развитие поселений, выборы наместников, торговля и пр. Иногда даже приходится с чумазыми крестьянами дела иметь, т.к. верность важный показатель стабильности тыла.


А ещё можно покататься по миру поторговать или научиться ковать оружие. И первое и второе могут неплохо так бустануть развитие клана. Экономика — это вообще основа, на которой держится ударная мощь. Без золота и еды можно разве что выиграть битву, а не войну. Поэтому начинать стоит именно с зарабатывания денег.


Впрочем, эти мелочи, в совокупности с однотипными квестами, порой знатно давят и огорчают. В королевстве, которое на грани военного краха, могут расплодиться бандиты и беззаконие, на которые никто кроме вас (и законов) влиять не может. А значит затяжные конфликты, в которых вы увязли с головой, приводят к тому, что успеть везде уже не получится.

21423513512351243

Защитные сооружения на стенах, запасы еды для выдерживания продолжительной осады — это всё нужно профинансировать, если поселение под вашим контролем и ему что-то угрожает.

Беда ещё в том, что настройка государства идёт не через одно ваше «я сказал». Другие лорды будут голосовать и очень часто перечить вашей воле. Они смогут создавать альянсы мнений и голосовать за реформы, выгодные лично им, а не государству. Да даже начинать авантюрные войны без вашего одобрения. Тогда придётся тратить время и таланты на создание дружеских отношений с лордами или вливать ценное влияние, чтобы смутьяны притихли.

Можно конечно стать богом-императором, чьё слово — закон, но для таких высот придётся устранить слишком много конкурентов, ну или вообще начать гражданскую войну.

Ру-ти-на

В больших и объёмных играх, где ИИ принимает много решений и сам что-то должен делать, не обходится без конфузов. Главная болезнь местной знати и командиров — тупость и безынициативность. Пока вы защищаете родину и приходите на помощь армиям, другие могут гонять бандитов, красоваться на турнирах и тупо продавливать трон у себя во владениях. Нет даже возможности отдать приказы точечно, лишь дав «рекомендацию» в модели поведения.

Собрать всех в армию — часть решения. Ведь на огромной карте с большим количество врагов одной кучей не закрыть всё. Тяжелее всего это проявляется в эндгейме, когда полмира идёт на вас войной, а вассалы то по одному кидаются на врага, то вовсе избегают битвы и обнуляют ваши усилия. Ну а если вы ещё и не смогли возглавить фракцию, то из-под мнения влиятельных господ вас просто не услышат.

235ё1314123412341234

Подловить противника на мосту, прикрыв подход стрелками — это очень эффективною. Работает со времён Total War Rome.

Дипломатия — тоже сделана через одно место. Зазнайки и ваши недруги в государстве могут просто не допустить мира, обрекая фронт на обрушение. А вот враги, видя как вы крепните, в обход дипломатии могут оформлять негласные союзы и нападать с разных сторон. И даже если вы каким-то чудом замиритесь, война всё равно буквально неизбежна. А договоры не имеют ни юридической силы, ни каких-либо последствий за их разрывы.

Плохо проработаны и моменты с уничтожением кланов и фракций. Отрубленные головы портят отношение, но потоки лордов никогда не иссякают. Да, они молоды и неумелы, но со времени и они соберут 300 воинов и что-то попробуют ограбить или осадить у вас тылу. Механика посадки в тюрьму, увы, тоже сделана не очень — ну не сидится лордам, убегают они…

Красивое

Зато к визуалу почти не подкопаться. Mount & Blade II: Bannerlord создаёт впечатление современной игры, полной правильных теней, качественных текстур и достойного уровня детализации. Много однотипной копипасты, разбросанной по миру, однако при хороших настройках графики картинка радует глаз. Особенно броня и оружие.

12341241241234

Обратите внимание на освещение и детализацию брони. И да, этого парня я уложил выстрелом в голову, а он даже встать не успел.

Важный момент, как мне кажется, — это возможность понизить настройки игры почти до уровня первой части. Да, будет мыльно и угловато, без теней и текстур, но зато пойдёт на калькуляторе. Отдельное спасибо разработчикам за возможность менять масштаб битвы, т.к. не всегда играл на домашнем ПК и часто пересаживался на старенький ноутбук.

Техническая часть: удо. Играбельна, умеренно стабильна. После выхода из раннего доступа живучесть прям выросла. На консолях проблем ещё меньше, но зато отсутствует моддинг.

Сомкнуть щиты

Сетевая часть — отдельная игра в игре. Тут другие законы и правила, выставленные с учетом механик и статов. Играется бодро, но порог вхождения довольно высокий и заскочить в режиме подпиваса сложновато. Зато есть куда расти, учиться парировать, делать замахи и небольшими отрядами повергать врага в ступор, грамотно используя классы и оружие.

1324125313254141234

Метко пущенный огненный снаряд может выбить со стен много врагов. Тут главное по своим не попасть 🙂

Отдельно к традиционной осаде и битве за флаги стоит отметить режим капитанов, в котором вы командуете отрядом, как и другие игроки. Масштабный и весёлый + рейтинг и прочие соревновательные приколюхи.

Итого…

Mount & Blade II: Bannerlord — отличный сиквел к крутой и ни на что не похожей игре, раскрывавший идеи оригинала ещё в большем и эпичном размахе. Он наверно именно такой, каким мы его ждали. И главным достоинством этой средневековой смеси РПГ и РТС можно считать беспрецедентный объём и достойные механики, идеально накладывающийся на эпичные битвы.

В M&B2 отличный саундтрек, сносный визуал, приятная атмосфера средневекового быта и разносторонний геймплей с легким налетом казуальности. Игра увлекательна и легко проглатывает 300+ часов. Но, к сожалению, объять необъятное нельзя. И под весом собственных амбиций проект в релиз вынес много того, что оказалось в зачаточном состоянии и лишь бросает тень на всё остальное.

Из-за этого эндгейм кажется недоделанным, вскрывая беспросветную тупость ИИ и укороченный функционал управления империей, которая как старый бабушки свитер постоянно куда пытается расползтись.

И всё же те, кто находил в первой части нечто невообразимо крутое, в M&B 2 разочарованны не будут.

Трейлер :

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.