- Полное название: Raft
- Дата выхода: 2022
- Локализация: текст
- Жанр: Выживач, FPS
- На чем можно поиграть: PC (Windows, Linux, MacOS)
- Мультиплеер: есть
- Кооператив: есть
Лето, жара и потные подмышки… «Вот бы сейчас на море?» — подумаете вы, смахивая со лба опять набежавшие капли пота. И знаете что? Это можно устроить!
Raft предлагает нам окунуться в прохладные океанские воды, вкусить тропических фруктов и даже полюбоваться на обширный подводный мир. Проблемка лишь в том, что в этом «выживаче» вы — не ленивый турист в кислотной «гавайке», а бедолага, потерявшийся посреди самого настоящего водного апокалипсиса.
Не забудьте взять плавки!
От обилия выживачей, если честно, меня уже слегка подташнивает. В первую очередь потому, что мало кто из них доползает за черту релиза во вменяемом состоянии (если вообще добирается). Вторая причина, как мне кажется, кроется в бесконечных самоповторах и заимствованиях у заимствующих — оригинальности в этом жанре, как водится, давно не ищу. А самое раздражающее — отсутствие внятной истории и навязанная бесконечная рутина.
К счастью, Raft — это не только самобытный и технически съедобный проект, но и сюжетноориентированный инди-выживач, сумевший наконец-то дойти до полноценного релиза. А ещё разработчики этой яркой морской выживалки не забыли про режим совместной игры. Можно, конечно же, и одному справиться со всеми невзгодами — успешно закрыть сюжетку, поколотить громадную акулу, — но в коопе это, как мы знаем, всегда выходит веселее.
Неси меня, мой парус! Подальше от хлопот и горя бытия…
Повторюсь: Raft — это вполне себе оригинальный выживач, готовый удивить если не искушенного, то как минимум повидавшего «всякое дерьмо» игрока. Ну хотя бы тем, что сюжет начинается с того момента, когда вы остались на огрызке от плота посреди бескрайней глади воды, а акулы хищно нарезают круги вокруг вашей «посудины». И действовать надо сразу же!
Но жанр есть жанр: нам нужно есть и пить, собирать барахло и всё время что-то крафтить, попутно отбиваясь от опасностей мира. Фундаментальным отличием Raft от большинства похожих игр можно считать то, что игрок — это без пяти минут капитан корабля посреди огромного моря… корабля, который он может построить сам.
Насчет опасностей мира: бойтесь акул! Всё остальное — полная ерунда. А вот зубастые хищники с бездушными глазами будут вас донимать всю игру.
Да, наша первая «лодка» едва выдерживает нападение зубастых доисторических хищников, однако её можно застраивать, укреплять и модифицировать. На ней легко разместить не только кровать, но и место для приготовления пищи, добычи пресной воды и даже для создания капитанской рубки с возможностью изучать окрестности на наличие суши, чтобы отлавливать сигналы по рации.
Почему в воде так много пластика? А-а, ну да… люди…
В целом, крафт и строительство привычны для жанра. Но, понятное дело, что с оговорками на морскую тематику. Например, строительство плота — это частично творческое занятие, а не как в каком-нибудь Майнкрафте с абсолютной свободой форматирования окружения.
Модульный крафтинг не шибко сдерживает вас, как инженера, в форме и конструкционной сложности, однако плотом всё и ограничится — на суше мы, увы, только собираем и исследуем. Другое дело, что мало из того, что мы делаем с лодкой, хоть как-то влияет на ходовые характеристики посудины. Впрочем, это и понятно — у нас же обычный плот, а не яхта. Хотя погодите-ка…
Инструментарий же «выживальщика» ширится различно-типичным барахлом от молотков, крюков, верстаков и мебели, до оружия, аквалангов и сложных технических сооружений. Что-то игроки будут искать в море, где всегда можно наткнуться на остатки таких же смельчаков, как и вы, но менее удачливых. Часто оборудования легко добыть на островах, какую-то часть — блуждая по сюжетным локациям. С прогрессией растёт число рецептов, а с ним увеличивается и уровень оснащения.
Ветка развития и прокачки крафтовых навыков совсем небольшая — вряд ли вы сможете засидеться в ней также долго, как, например, в Don’t Starve. Зато в Raft отводится немало времени сюжетной части, а не только голым выживачным механикам. Как только вы соберёте хотя бы ничтожную базу предметов на плоту, чтобы начать изучение мира и не страдать от жажды/голода, то уже можно отлавливать сигналы и начинать распутывать сюжетный клубок.
Свой маленький плывучий тропический рай
И всё же в Raft есть развитие какой-то автономности, сродни той, что была в Don’t Starve. Да, сбор ресурсов — это зачастую опасное и кропотливое занятие, однако так мы можем обзавестись фермами по разведению живности и растительной пищи, и даже нормальным двигателем, чтобы не махать вёслами. А это, в свою очередь, лишает нас необходимости тратить драгоценное время на бытовые пустяки. Конечно это не автоматизация уровня Factorio. Даже и не мечтайте 🙂
К несчастью для всех, кто хотел более личную историю, в Raft она, да и вообще вся сюжетная часть, — это скорее равноценное дополнение к общей игровой рутине, чтобы выживальщик не уснул от скуки, выбивая доски из деревьев. Через знакомство с миром игроку удаётся выжать часть деталей о случившейся катастрофе, но говорить что-то о детализации личных судеб героев, увы, и почти не приходится.
В целом, сюжет и события вторичны по сравнению с геймплеем и занимают малую роль игры, однако и они есть. Это один из немногих неявных минусов, хотя изначально авторы делали уклон именно на личность ГГ и на его цели.
Проблемы есть и с технической частью геймплея. Например, перемещение игрока, его движения и, в особенности прыжки, — всё это ещё забаговано по самые ноздри. Да-да, никакой «ранний доступ» не излечил провалы в текстуры, глючные анимации прыжков и перемещений в сложных текстурах, как и в домах, и на кораблях.
Выброшенные предметы будут исчезать в текстурах, ну и, конечно же, взаимодействие с объектами под водой срабатывает через раз. Зато внезапных смертей от багов стало меньше, что точно порадует всех, кто 2 года ждал вменяемого «допила», чтобы рискнуть своей тушкой на самой высокой сложности.
«Водный мир», но без Кевина Костнера
Приятно, что разработчики сумели решить проблемы рутинного неприятия от бесконечного крафта ради крафта, по сути, заставив игроков таскать с собой их «плавучие избушки». Автоматизация, а также улучшенные апгрейды с последнего апдейта перед релизом, помогли снизить количество однотипной ручной деятельности в обслуживании базовых потребностей ГГ, давая плавно выйти на сюжетные рельсы. Даже транспорт появился и помог не стоптать ноги в кровь в квестах на суше.
Итого…
Raft — это незатейливый и визуально устаревший, но очень бодрый кооперативный выживач на водно-апокалиптическую тематику. С игрой легко можно справиться без wiki, да и заработает она на почти на любом «ведре».
Многое авторам не удалось и многое у них не получилось, а на что-то (красивый визуал) они и вовсе не рассчитывали, однако выживач проходим и полностью съедобен. А главное достоинство этого инди-долгостроя — это оригинальность и безусловно свежая, ни с чем не сравнимая атмосфера вольных морских приключений. А то, что всё это можно разделить со своими друзьями по локалке или по Интернету — это ещё один жирный плюс в пользу ознакомления.
Трейлер Raft:
Друг затащил почти насильно, так как не люблю акул (боюсь их). Но в итоге всё понравилось. В коопе было здорово 🙂
Пробовал как то поиграть соло, совсем не зашло. Вся таки без коопа в эту муть только школяры способны онанировать
Советую попробовать Valheim если железо потянет. Для фанового коопа самое то
Видел её. Но что-то никто из знакомых и друзей не впечатлился. А одному там делать, понятное дело, что нечего