- Полное название: Raft
- Дата выхода: 2022
- Локализация: текст
- Жанр: Выживач, FPS
- На чем можно поиграть: PC (Windows, Linux, MacOS)
- Мультиплеер: есть
- Кооператив: есть
Лето, жара и потные подмышки… «Вот бы сейчас на море?» — подумаете вы, смахивая со лба опять набежавшие капли пота. И знаете что? Это можно устроить!
Raft предлагает нам окунуться в прохладные океанские воды, вкусить тропических фруктов и даже полюбоваться на обширный подводный мир. Проблемка лишь в том, что в этом «выживаче» вы — не ленивый турист в кислотной «гавайке», а бедолага, потерявшийся посреди самого настоящего водного апокалипсиса.
Не забудьте взять плавки!
От обилия выживачей, если честно, меня уже слегка подташнивает. В первую очередь потому, что мало кто из них доползает за черту релиза во вменяемом состоянии (если вообще добирается). Вторая причина, как мне кажется, кроется в бесконечных самоповторах и заимствованиях у заимствующих — оригинальности в этом жанре, как водится, давно не ищу. А самое раздражающее — отсутствие внятной истории и навязанная бесконечная рутина.

Частота и ярость атак акулы на плот зависит от сложности игры при создании мира, ну и от удаленности от базовых локаций.
К счастью, Raft — это не только самобытный и технически съедобный проект, но и сюжетноориентированный инди-выживач, сумевший наконец-то дойти до полноценного релиза. А ещё разработчики этой яркой морской выживалки не забыли про режим совместной игры. Можно, конечно же, и одному справиться со всеми невзгодами — успешно закрыть сюжетку, поколотить громадную акулу, — но в коопе это, как мы знаем, всегда выходит веселее.
Неси меня, мой парус! Подальше от хлопот и горя бытия…
Повторюсь: Raft — это вполне себе оригинальный выживач, готовый удивить если не искушенного, то как минимум повидавшего «всякое дерьмо» игрока. Ну хотя бы тем, что сюжет начинается с того момента, когда вы остались на огрызке от плота посреди бескрайней глади воды, а акулы хищно нарезают круги вокруг вашей «посудины». И действовать надо сразу же!
Но жанр есть жанр: нам нужно есть и пить, собирать барахло и всё время что-то крафтить, попутно отбиваясь от опасностей мира. Фундаментальным отличием Raft от большинства похожих игр можно считать то, что игрок — это без пяти минут капитан корабля посреди огромного моря… корабля, который он может построить сам.
Насчет опасностей мира: бойтесь акул! Всё остальное — полная ерунда. А вот зубастые хищники с бездушными глазами будут вас донимать всю игру.
Да, наша первая «лодка» едва выдерживает нападение зубастых доисторических хищников, однако её можно застраивать, укреплять и модифицировать. На ней легко разместить не только кровать, но и место для приготовления пищи, добычи пресной воды и даже для создания капитанской рубки с возможностью изучать окрестности на наличие суши, чтобы отлавливать сигналы по рации.
Почему в воде так много пластика? А-а, ну да… люди…
В целом, крафт и строительство привычны для жанра. Но, понятное дело, что с оговорками на морскую тематику. Например, строительство плота — это частично творческое занятие, а не как в каком-нибудь Майнкрафте с абсолютной свободой форматирования окружения.
Модульный крафтинг не шибко сдерживает вас, как инженера, в форме и конструкционной сложности, однако плотом всё и ограничится — на суше мы, увы, только собираем и исследуем. Другое дело, что мало из того, что мы делаем с лодкой, хоть как-то влияет на ходовые характеристики посудины. Впрочем, это и понятно — у нас же обычный плот, а не яхта. Хотя погодите-ка…

Нет, всё-таки многое зависит от игрока. Кому и простого квадратного плота хватит, а кто и на яхту не согласен — фрегат ему, видите ли, подавай…
Инструментарий же «выживальщика» ширится различно-типичным барахлом от молотков, крюков, верстаков и мебели, до оружия, аквалангов и сложных технических сооружений. Что-то игроки будут искать в море, где всегда можно наткнуться на остатки таких же смельчаков, как и вы, но менее удачливых. Часто оборудования легко добыть на островах, какую-то часть — блуждая по сюжетным локациям. С прогрессией растёт число рецептов, а с ним увеличивается и уровень оснащения.
Ветка развития и прокачки крафтовых навыков совсем небольшая — вряд ли вы сможете засидеться в ней также долго, как, например, в Don’t Starve. Зато в Raft отводится немало времени сюжетной части, а не только голым выживачным механикам. Как только вы соберёте хотя бы ничтожную базу предметов на плоту, чтобы начать изучение мира и не страдать от жажды/голода, то уже можно отлавливать сигналы и начинать распутывать сюжетный клубок.
Свой маленький плывучий тропический рай
И всё же в Raft есть развитие какой-то автономности, сродни той, что была в Don’t Starve. Да, сбор ресурсов — это зачастую опасное и кропотливое занятие, однако так мы можем обзавестись фермами по разведению живности и растительной пищи, и даже нормальным двигателем, чтобы не махать вёслами. А это, в свою очередь, лишает нас необходимости тратить драгоценное время на бытовые пустяки. Конечно это не автоматизация уровня Factorio. Даже и не мечтайте 🙂
К несчастью для всех, кто хотел более личную историю, в Raft она, да и вообще вся сюжетная часть, — это скорее равноценное дополнение к общей игровой рутине, чтобы выживальщик не уснул от скуки, выбивая доски из деревьев. Через знакомство с миром игроку удаётся выжать часть деталей о случившейся катастрофе, но говорить что-то о детализации личных судеб героев, увы, и почти не приходится.
В целом, сюжет и события вторичны по сравнению с геймплеем и занимают малую роль игры, однако и они есть. Это один из немногих неявных минусов, хотя изначально авторы делали уклон именно на личность ГГ и на его цели.
Проблемы есть и с технической частью геймплея. Например, перемещение игрока, его движения и, в особенности прыжки, — всё это ещё забаговано по самые ноздри. Да-да, никакой «ранний доступ» не излечил провалы в текстуры, глючные анимации прыжков и перемещений в сложных текстурах, как и в домах, и на кораблях.
Выброшенные предметы будут исчезать в текстурах, ну и, конечно же, взаимодействие с объектами под водой срабатывает через раз. Зато внезапных смертей от багов стало меньше, что точно порадует всех, кто 2 года ждал вменяемого «допила», чтобы рискнуть своей тушкой на самой высокой сложности.

Графика в игре простая и нетребовательная. Для рекомендованных системок достаточно народной 1050Ti и соответствующих времени CPU+RAM. Собственно, никаких визуальных изысков не ждите — даже таких незначительных, как в Sea of Thieves. Зато FPS будет более-менее стабильным.
«Водный мир», но без Кевина Костнера
Приятно, что разработчики сумели решить проблемы рутинного неприятия от бесконечного крафта ради крафта, по сути, заставив игроков таскать с собой их «плавучие избушки». Автоматизация, а также улучшенные апгрейды с последнего апдейта перед релизом, помогли снизить количество однотипной ручной деятельности в обслуживании базовых потребностей ГГ, давая плавно выйти на сюжетные рельсы. Даже транспорт появился и помог не стоптать ноги в кровь в квестах на суше.
Итого…
Raft — это незатейливый и визуально устаревший, но очень бодрый кооперативный выживач на водно-апокалиптическую тематику. С игрой легко можно справиться без wiki, да и заработает она на почти на любом «ведре».
Многое авторам не удалось и многое у них не получилось, а на что-то (красивый визуал) они и вовсе не рассчитывали, однако выживач проходим и полностью съедобен. А главное достоинство этого инди-долгостроя — это оригинальность и безусловно свежая, ни с чем не сравнимая атмосфера вольных морских приключений. А то, что всё это можно разделить со своими друзьями по локалке или по Интернету — это ещё один жирный плюс в пользу ознакомления.
Трейлер Raft:
Друг затащил почти насильно, так как не люблю акул (боюсь их). Но в итоге всё понравилось. В коопе было здорово 🙂
Пробовал как то поиграть соло, совсем не зашло. Вся таки без коопа в эту муть только школяры способны онанировать
Советую попробовать Valheim если железо потянет. Для фанового коопа самое то
Видел её. Но что-то никто из знакомых и друзей не впечатлился. А одному там делать, понятное дело, что нечего