Rome-TW-logo

Rome Total War: битва за высоту на Сарматском кургане

Уже 11 лет прошло с момента выхода легендарной стратегии Rome Total War. Подумать только, когда-то эта чертовка не давала мне на отлично закрывать сессию 🙂 И в преддверии выхода очередной игры серии (Total War: Attila), мне хотелось бы рассказать вам, как когда-то мы развлекались в сетевой игре RTW.

Почему именно Rome Total war? На это есть несколько веских причин. Во-первых, эта была одной из первых игр серии в полном 3D, что, естественно, вызвало небывалый ажиотаж вокруг наикрасивейших схваток на тактической карте, да ещё почти как в кино. И вообще, я считаю именно эту часть самой удачной в серии, но это так, к слову.

Галлы варвары

Во-вторых, именно RTW впервые хорошо вооружила нас приличным набором тактических возможностей и очень гибким движком, на котором вся эта красота так шикарно и работала. Солдаты не просто красиво дрались и умирали, они обмениваясь ударами, толкались, падали и вставали, теснили неприятеля, сбрасывали его со стен и обрывов.

Впервые конница раскидывала врагов, буквально врубаясь в строй, а что творили боевые слоны… Поддержка, артиллерия и солидное разнообразие игровых фракций с уникальными юнитами — давало ещё больше места для манёвра, особенно в сетевой игре, где вместо тугого на тактику бота можно было найти настоящего игрока, способного хитрить и принимать нестандартные решения.

Rome Total War не имела хорошо настроенного и работоспособного клиента сетевой игры. Через ныне покойный gamespy arcade никто не мог поиграть по-человечески, хотя лицензия была почти у каждого. Но выход был быстро найден — игра по локальной сети. Собрали рабочую «хамачи» и пошло-поехало. Первым делом были введены свои правила: ограничили количество тяжелых конников в армии и особых юнитов у самых «имбовых» фракций, типа македонцев или римлян с их первыми когортами. Обзор камеры был установлен строго от отряда полководца.

Битва за Сарматский курган

RomeTW 2015-01-19 12-40-46-05

Тот самый Сарматский курган. Построение перед боем.

Почти все карты оказались пригодными для кровавого спектакля. Реже использовали только осады, т.к. там всегда нужно было больше двух игроков, чтобы соблюсти баланс и дать атакующим хоть какой-то шанс. (Баланс в RTW плохой, с этим ничего не сделать). Но была одна карта, которая игралась чаще всего, а потом так вообще стала абсолютный №1. Называлась она «Сарматский курган».

Поле боя было сбалансировано и отряды начинают расстановку у подножья на одинаковой дистанции до большого холма, друг на против друга. Понятно же, что сама высота станет той самой ключевой позицией, за которую и отдадут свои жизни тысячи храбрых солдат. Кто первый заберётся на холм и сможет закрепиться — у того, как на ладони, окажется всё поле боя. А это не хилый бонус, не считая возможности обстреливать тяжело поднимающихся на высоту солдат. Фишка заключается в том, что при старте вы не видите своего оппонента и его армии, его построений и первых манёвров. Холм мешает обзору и не захватив его, полный контроль поля боя невозможен.

Какие только безумные тактики мы не выдумывали. Заманить на холм, чтобы потом поливать огнём и разбивать построения огромными валунами — видел и даже пробовал. Отдать отряд тяжелой конницы на растерзание армии врага, чтобы спокойно затащить артиллерию и стрелков на холм — это тоже было. «Собачья армия» при поддержке стрелков, засады в песках, и даже массированная куча мала… Всё было.

RomeTW 2015-01-19 12-49-50-27

Но однажды мы доигрались до такой степени, что почти все колкости и «подлянки» друг друга изучили наизусть и никто не хотел рисковать. Одно сражения мне запомнилось очень хорошо.

Фракциями были выбраны исторических противники — Карфаген и Дом Гая Юлия Цезаря. Мастеровитые хоплиты Карфагена против элитной тяжелой пехоты Рима — интирга, однако. Бой стандартно начался с разведки. Легкие отряды конницы устроили чехарду с перестрелкой у холма. Первые линии тяжелой пехоты двинулись вперёд. Как сейчас помню, что по флангам стояли Преторианцы и Триарии. Лучники шли позади первых линий, а во главе армии красовался большой отряд первой когорты.

Первый маневр и контакт состоялся ещё на подходе к верхушке. Враг пугнул меня слонами, а потом попробовал погонять конницу рядом. Учитывая, что римляне хорошо вооружены пилумом, я не торопился на холм и построился в две линии рядом, отдавая точную высоту врагу. Рядом с пехотой встали триарии, угрожая слонам и скачущей рядом кавалерии, стрелки и артиллерия получили приказ не стрелять. Жду манёвра врага.

RomeTW 2015-01-19 12-45-11-53

Как и ожидалось, часть хоплитов при поддержке лучников и прочих стрелков поддержки заступили на холм. Начинают поливать огнём, да так плотно, что первые ряды получают 20% потерь почти сразу. Закрываюсь черепахами, а мои стрелки и артиллерия начинают отрабатывать по врагу на холме огненными снарядами. (Иногда попадая по своим)

Смотрю по флангам пошла конница и легкая пехота. Растягиваем силы и пока противник отводит конницу, увидав мой манёвр, я решаюсь забрать холм и раскрыв черепаху травлю легионеров и копейщиков наверх. Лучники помогают огнём, валуны полетели без огня, но зато очень точно. Слонов он на меня не отправил, побоялся двух отрядов копейщиков и точного огня артиллерии. Отрабатывают все хорошо и первые ряды у противника дрогнули. Фланги держат преторианцы. Им бы вообще медали выдать за стойкость. На этих ребят всегда можно положиться.

Забирая высоту мне невольно пришлось сконцентрироваться на вершине и оголить фланги. Чем в последствии и воспользовался враг. Конница забрала артиллерию, часть поддержки и отступила, но зато холм был мой и благодаря этому, я смог выстроить на верхушке плотные построения тяжелой пехоты с римскими лучниками, которые, к слову, имели почти полный боезапас. К сожалению, мои отряды оказались почти окружены, и пришлось сделать ставку на крепость духа римских легионеров, которые уже не раз доказывали свою стойкость в тяжелых ситуациях.

RomeTW 2015-01-19 12-53-03-56

Осаждая с трёх сторон, враг оставил мне только одну лазейку, через которую удалось выгнать остатки конницы. Оставив преторианцев в одиночестве, мне удалось сбрить правую часть атаки врага и подавить числом несколько линий. Под огнём пилума и огненных стрел основные силы справа дрогнули, но тут оказалось, что слоны уже во всю раскидывали мою пехоту на левом краю. Остатками триарий с центра добиваю их в тыл. Отряды гибнут и бегут, но слоны уже в бешенстве — миссия выполнена.

Римская стойкость и хороший запас пилума отлично сократили число копейщиков. В итоге враг убрал построения фалангой и пошел на мечах, чтобы маневрировать. Остатки конницы уже дали круг и вышли на левый фланг небольшим числом. В бой идёт полководце и его остатки охраны. Кое-как схватываемся и теперь всё решится как всегда. Чьи отряды первыми дрогнут, тот и проиграет. Не повезло мне и правый фланг стал расползаться.

Параллельно на левом фланге уже мои силы погнали врага. Перегруппировываюсь и строем в линию иду в последний бой, что также делает и мой оппонент. В ближний бой идут все, даже отстрелявшие солдаты поддержки. Снова замес и снова часть отрядов разбегается. Холм весь в трупах из 6 тыс. солдат выжило три сотни на всех. Римский полководец трубит сбор у подножья, враг делает тоже самое. Отрядами по 20-30 человек мы заканчиваем схватку. До последнего солдата. До последней капли крови.

RomeTW 2015-01-19 18-14-53-53

Не знаю, как мой оппонент, но я с замиранием сердца смотрел, как наши огрызки подразделений, полностью изнемождённые, стоя по колено в трупах своих товарищей и врагов, продолжали насмерть сражаться за эту проклятую высоту. Эпизод произвёл на меня неизгладимое впечатление. Я никогда до этого не встречал такого упорства и яростного противостояния. Битва шла до последнего, пока на холме не осталось всего несколько десятков воинов. Через минуту сражение было закончено.

Римляне в итоге были разбиты, но никто из них не отступил. Эмоции в этот момент зашкаливали. Такой красивой, такой безжалостной сетевой схватки я не встречал ни в одной игре серии, ни до ни после.

Rome Total War: битва за высоту на Сарматском кургане: 5 комментариев

  1. agamer

    Это интересно, немного подробнее тогда. Бой хорош. Однако, почему тактика упиралась в захват высоты? Как игра в царя горы. Что имело бы смысл расположить на высотах до начала боя — так это дальнобойную артиллерию. Перетащить ее, втайне от противника, по лесам и буеракам под покровом темноты.На холме арту просто так не достать ни слонам, ни коннице, ни пехоте. А захватывать высоту непосредственно в бою вроде смысла не имеет — обе стороны понесут потери, как и было описано. Вот отрезать вражескую армию от складов и баз снабжения, измотать небоевыми потерями, а потом разгромить малой кровью — это по-суворовски. И пусть враг там, на холме, кушает травку, затягивает пояса потуже и готовиться сдаваться — а мы захватим город с продовольствием. Вот в этом должна быть реальная Total War. Во многих же играх, наоборот, захват высоты становится самоцелью — просто ужасаюсь тому фанатизму, с каким бойцы готовы биться за лишенную ресурсов и укрытий высоту. А по поводу тугих на тактику ботов немного не соглашусь — можно просто повысить сложность игры. Игрок может устать и отвлечься и вообще сдаться психологически, чего не скажешь о компьютерном противнике. А на счет разнообразия тактик так я бы не сказал, что тут в RTW великое их разнообразие — в начале обстрел артиллерией и лучниками, потом пешая атака, и в основном мобильные маневры конницей. В данном случае, видимо, ни у кого из противоборствующих сторон не было конных лучников. Конные стрелки повернули бы ход боя совсем в иную сторону и пресловутый захват высоты сразу перестал бы иметь ключевой смысл — на подобных открытых пространствах конные лучники на раз уничтожают и рассеивают плотные пехотные построения и медленным преторианцам пришлось бы худо. А в это время вместо того, чтобы «гонять конницу рядом» и «пугать» легионеров, вашему противнику стоило бы атаковать легкой конницей расчеты осадных орудий и стрелков — это же, вроде, как аксиома. Если резюмировать режимы тактических боев в серии TW то определенный простор для тактических приемов, конечно, есть, но решающее значение имеет, считаю, правильный подбор состава войск в зависимости от того, какие войска будут у противника. А получается так, что балансер игры, напротив, уравнивает шансы сторон. Чего совершенно нежелательно. Зачем же тогда разведка и маневры на глобальной карте? А здесь, как бы ни показалось странным, но стараниями балансера случайных боев в итоге всегда будет получаться «битва до последней капли крови». Очевидно, что автор отлично разбирается и своевременно реагирует на изменения в обстановке на случайном поле боя. Однако, да простит автор мое скромное мнение, но мну не считает, что захват высоты является вершиной полета тактической мысли — к чему игрока постоянно вынуждает балансер случайных боев.

    1. igra-San Автор записи

      Мы как бы не использовали рандомизатор. Всё настроено вручную, от солдат и до карты с погодой. Согласен, холм — не сама цель и без него можно выиграть сражение, о чем я и писал, перечисляя тактики боя на карте. Но мы играли чисто на ограниченной камере от полководца. Стоя у подножья холма много не высмотришь и тут всего два варианта: идти в бой толпой, чтобы нормально контролить всю армию, либо разделиться и позволить части войск биться вслепую без прямого контроля. Если захватить холм и завести полководца на пик, то можно спокойно осматривать всё поле боя, а значит — получить преимущество. Игрок — не комп, за всем не уследит.
      П.С. С лучниками тактика тоже хороша, но только когда их много. В данном бою было всего по одному отряду стрелков с каждой стороны, да ещё и на среднюю дистанцию — с пилумом. Они пали смертью храбрых самыми первыми на холме.

      1. agamer

        Про камеру с видом только от полководца это я не досмотрел в статье, сорри. Это да, меняет дело. Хм, ну в данном случае я бы отошел подальше от холма, навелся бы артиллерией на холм и область у холма и ждал бы появления неприятеля — хоть на холме, хоть у его подножия. Другого ничего бы не придумал, наверное. Взбираться на холм, оголяя фланги вряд-ли бы стал — такие дерзкие атаки не совсем мой стиль игры. Скорее всего, при камере от полководца я бы до последнего вел бы огонь из арт орудий и стрелками, прикрывался бы от атак противника мобильными отрядами кавалерии. Пехоту бы задействовал для прикрытия стрелков и артиллерии — разорвать строй пехоты оголтелой атакой решился бы в самом конце, когда других резервов не осталось бы. Как-то так

  2. Вась

    Красиво воюете, ниче не скажешь, почти как в кине). Я во времена первой римушки не смог оценить все достоинства сетевой игры, наслаждался чисто одиночной игрой, но компанию прошел почти за каждый народ. Читаю и обливаюсь завистью, наверно классно, когда с тобой и точнее против тебя играет подкованный в тактике игрок… Вторую часть не понимаю, особо не понравилась, вот с надеждой и мокрыми глазами ждём Атилу. Но что то подсказывает мне, ничего хорошего не получится.

  3. Nhjk

    Вот когда то сега дала проср*ться всем фанатам стретежек. лучшая игра серии ИМХО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.