SC2Logo

Stronghold Crusader 2

  • Полное название: Stronghold Crusader 2
  • Дата выхода: 2014
  • Локализация: Полная
  • Жанр:  Стратегия RTS
  • На чем можно поиграть: ПК
  • Мультиплеер: Да
  • Кооператив: Нет

Stronghold Crusader 2 — является сиквелом знаменитой средневековой стратегии в реальном времени Stronghold Crusader. После долгих лет простоя и горьких неудач, firefly studios возвращается к истокам серии…

Вот, собственно и дождались, вышла-таки засранка. Честное слово, мне самому было чертовски интересно, что же получится у разработчиков на этот раз. После невнятной второй части, провальной третьей и f2p чудища, что заставила фанатов вздрогнуть. Уже трудно поверить, что разработчики готовы исправиться, но попытки повторить свой былой успех не закончились. В 2013 на Е3 нам показали демку нового творения. Со слов разработчиков, SC2 будет отражать лучшие идеи самой популярной части — Stronghold Crusader. Но не спешите нырять в карман за рублём, изменений много и я зуб даю, не всем они придутся по нраву.

Особую благодарность выражаю Алексею Савельеву, за возможность погонять в новинку на его аккаунте.

Stronghold Crusader 2: обзор

История серии началась давным-давно, ещё в начале 2000-ых. Два первых castle-сима буквально покорили игровое сообщество. И это было действительно круто, такого средневековья мы никогда не видели. В дальнейшем, студия так и не смогла повторить своего былого успеха и почти все поздние проекты получили негативные отзывы. Они оказывались то слишком сложными, то слишком уродливыми, то слишком глючными, а то и умудрились «блеснуть» всем сразу. Многие говорят, что этот сиквел – это последний шанс студии…

Crusader2 2014-10-02 17-34-47-26

«Обзор игры Stronghold Crusader 2»

Геймплей игры по-прежнему крепко завязан на строительстве замков, содержанию королевства и, конечно же, сражениях. Как и в оригинале, игрокам доступны почти все те же возможности, а сама игра проходит практически по старым правилам. Я не зря сказал – «почти и практически», так как изменений в самой механике дофига и больше. Они не такие большие, но очень значительные. Некоторые элементы были модифицированы, некоторые удалены, но, в общем и целом, новый Stronghold Crusader 2 – это скорей сборная солянка из всех предыдущих игр серии.

Одиночная игра и сюжетная компания

В этом плане, разработчики целиком и полностью последовали идеям оригинала, что не может не огорчить. Никаких сюжетных историй, героев, предательств и интриг не будет. Как и в оригинале, нам доступны одиночные задания, в которых мы сражаемся с определённым количество врагов. Цель одна – победить. При этом всё обучение запихнули в своего рода набор заданий (Война Саладина и Ричарда), где нас научат понимать правила игры и использовать все её возможности по назначению.

Crusader2 2014-10-02 12-02-36-98

К несчастью, разработчики бросились копировать самую слабую сторону SC. И в итоге лишили нас нормального сюжетного приключения. Поэтому, не рассчитывайте на то, что в одиночку, вы сможете наиграться в неё. Без мультиплеера игра толком ничего из себя не представляет, ну об этом позже.

Война, осады замков, юниты

Лицо войны поменялась, причем серьёзно. Визуально, вроде бы, всё как надо, но вот когда дело доходит до столкновений и осад, возникает чувство, что играешь в совершенно незнакомую  игру. Кучу мелочей сбивают с толку и, казалось бы, в привычных ситуациях становится легко опростоволоситься. Начну, пожалуй, с того, что SC2 потеряла и получила несколько юнитов, как у крестоносцев, так и у армии Саладина. Всего их теперь 20 штук. При этом оставшихся научили делать новые трюки, а также поменяли им показатели повреждений и защиты.

Если вы знакомы основными играми серии, то сразу же заметите бестолковых крестьян и рыцаря-всадника из второй части, копьеметателей из третьей, а также  нового стрелкового юнита – егеря, которого не пойми зачем добавили. У армии Саладина также добавили солдат — надсмотрщика над рабами, лекаря, мавлеви и конного рыцаря. Был удалён пращик.

Crusader2 2014-10-03 17-04-01-09

Крестоносцы:

  1. Призывник – мясо с дубиной. Не защиты не урона, способен только крестьян гонять.
  2. Ополченец – воин с копьём. Нет защиты, может метать копья. Слабый урон в бою — ещё один кусок мяса.
  3. Лучник – стандартный стрелок. Бьёт далеко и отлично уничтожает всё небронированное. Имеет лук и может стрелять залпом. Нет защиты, в ближнем бою и дерётся как мясо.
  4. Егерь – лучник с мечом. Повышена защита, а меч позволяет неплохо сражаться в ближнем бою. Менее эффективен как лучник.
  5. Арбалетчик – стрелок с арбалетом. Стреляет на так далеко, но зато точно и может пробивать броню. Средняя защита, а в ближнем бою бесполезен.
  6. Пехотинец – имеет среднюю защиту и хороший урон. Быстро передвигается и может атаковать на бегу.
  7. Пикинёр – отлично защищён и имеет дофига здоровья, но при этом не так талантлив в бою. Проще говоря – юнит для обороны.
  8. Мечник – имеет отличную защиту и великолепный показатель урона. Недостаток – очень медленно двигается (быстрее чем в оригинале).
  9. Рыцарь тамплиеров – аналог рыцаря из второй цитадели. Имеет лучший показатель защиты и урона. Медленно двигается, но может призывать лошадь и становиться конником.
  10. Королевский сержант – самый дорогой и лучший воин. Имеет отличную защиту и урон, но ещё при этом умеет вдохновлять союзников, удваивая им защиту.

Crusader2 2014-10-03 22-23-15-67

Наёмники Саладина:

  1. Раб – мясо с факелом. Выполняет свою историческую обязанность – поджигает постройки врага.
  2. Надсмотрщик – воин с плетью. Хреновая защита и урон, но может повышать окружающим рабам защиту в три раза.
  3. Арабский лучник – аналог стрелка с луком крестоносцев.
  4. Конный лучник – стрелок верхом на лошади. Мало жизней и слабый урон.
  5. Метатель горшков с маслом – наемник, кидающий зажигательные снаряды на небольшое расстояние.
  6. Лекарь – не боевой юнит, способный лечить союзников в небольшом радиусе действия.
  7. Арабский мечник – аналог мечника у крестоносцев.
  8. Ассасин – наёмник диверсант, способный карабкаться по стенам. Двигается бесшумно и не может быть обнаружен на средней дистанции. Имеет сильные повреждения, но слабую броню.
  9. Мавлеви – воин наёмник, способный наносить огромные повреждения толпе врагов. Слабая защита компенсируется хорошим уроном и возможностью атаковать с разбега.
  10. Сасанидский рыцарь – наёмный латник на коне. Быстрый и смертоносный, способен бить на скаку, единственный недостаток – цена.

Впервые в серии появились юниты дающие бонусы союзникам, а также восстанавливающие здоровье. При этом стал доступен лучник, способный постоять сам за себя в ближнем бою. Без потерь не обошлось и в лавочке  с осадными орудиями. Не стало рабов с лестницами, инженеров и минёров. Куда-то пропали даже осадные башни! Вместо этого мы получили два вида катапульт, что отличаются друг от друга только уроном. Каталку с огнём из второй части и «гуситскую боевую телегу». Это такая тележка, куда можно засадить отряд стрелков, что будет отстреливаться не выходя на поле боя.

Осады замков стали эффектнее, но значительно проще, причем в большинстве своём благодаря банальному сокращению приспособлений для штурма и защиты. Теперь нельзя подогнать человека с лестницей к стенке и тут же переправить туда с десяток булавщиков, что смачно раскроят голову каждому в радиусе атаки. Ты либо ломаешь стену, либо захватываешь ворота при помощи ассасинов — других вариантов нет.

11

Ассасины стали просто незаменимыми воинами. Кто ещё может напасть на врага через укрепления и открыть ворота остальным? Правильно, теперь никто.

Защищаться стало легче, причем почти по тем же причинам. Благодаря неспособности врага перемахнуть через стену, любой замок держится хорошо, даже откровенно говнистый, да ещё и при минимальном гарнизоне. Вам не нужно покупать инженеров или громоздить на самые высокие башни катапульты и артиллерию. Все ставится на ножках в любом участке замка, никаких дополнительных условий, кроме ресурсов не нужно. Из арсенала лорда пропал ров с водой, что раньше спасал от внезапных атак. Осталась только нефть и колья. Про нефть хотелось бы добавить, что теперь она не жжет так больно и даже попав в огонь, мечники спокойно выходят ещё с более чем половиной хп. И ещё осталась и возможность закинуть тухлую корову врагу за стены, чтобы посеить чуму.

Чуть не забыл упомянуть, что игра не имеет внутренние лестницы в постройках, как это было во второй части. Очень интересный элемент геймплея, который почему-то остался за бортом. Мы снова телепортируемся от входа до макушки. Раньше можно было защищать башню или цитадель в коридорах. И пожалуй это самое клёвое из второй части, а логика разработчиков в данном случае мне не ясна. Добавили чертовы свечи, но при этом игнорируют детали при обороне…

Если не врёт энциклопедия игры, то построения солдат теперь дают не только визуальный порядок, но и накидывают подразделениям бонусы защиты и атаки. Об этом не пишут открыто в меню отряда, но в энциклопедии об этом упоминается. Да и сам я замечал, что группу в построении тяжелей убить, чем без оного. А если ещё в такую группу затесать сержанта…

Ещё в нововведения можно записать расширенные возможности этих самих юнитов. Некоторые научились атаковать с разбега, нанося дополнительный урон врагам. Кто-то умеет бить по области, например мавлави. Заскакивает в толпу и давай махать ножечками. Стрелки могут совершать залпы через стены. А ещё копейщики наконец-то научились выставлять копья вперёд, присаживаясь на колено. Всё это приносит на поле боя намного больше тактических возможностей и стратегий, возможно, именно поэтому разработчики и вырезали всё остальное, чтобы максимально сосредоточиться именно на рукопашной.

Экономика, быт, ресурсы

С экономикой история похожая, её подрезали и даже посерьёзнее. Разработчики упростились почти все схемы производства оружия, еды и прочего полезного в быту материала. На арбалетчиков, мечников и булавщиков теперь нужна металлическая броня, а не кожная. Ко всем ресурсам были добавлены свечи, что нужны для работы церквей и мечетей. Но производятся они из воздуха, поэтому проблем не доставляют. Производство эля не изменилось, хотя пить его стали чаще и даже на средних запасах х2 уже не продержишь.

Crusader2 2014-10-03 13-13-31-40

В Stronghold Crusader 2 добавили разделение на зоны, или так называемые поместья. Это фишка была доступна во второй части и серьёзно меняла тактику развития. Но в отличии от второй цитадели, теперь это процесс автоматизирован и вам не дадут настраивать повозку с данью с каждого поместья. Она автоматом будет курсировать между своим складом и вашим, лишая игрока каких либо забот по этому поводу. Главное захватить поместье, а уж там крестьяне сами разберутся кому башлять.

Но самое главное, теперь рынок имеет параметры автоматической купли-продажи. Вы сами можете настроить количество покупаемых и продаваемых товаров. Это в значительной степени отвлекает от экономики и фактически, при правильном подходе, реально упрощает развитие. К примеру, у вашей территории мало железа и некуда посадить хмель. Покупайте по 3-5 штук на рынке чисто для производства. Загнать себя в долги вы не сможете, и при этом оружия будет в достатке, и бухла для простолюдинов хватит. Эта фишка избавляет игрока от постоянного мониторинга обстановки на базе и сотен ненужных кликов.

И это ещё не всё. Теперь меню статистики поможет сориентироваться в доходах и количестве производства товаров. Достаточно сравнить суточное производство с расходами и можно легко понять, потянет ли ваш городок удвоенную кормёжку или попойку. Это позволяет планировать расходы продуктов и основную прибыль в золоте. Я был просто готов расцеловать разработчиков только за эти возможности. Это реально полезные нововведения.

Что касается цен, то они стали мягче. Железо теперь не стоит в десять раз дороже дерева. Вы можете покупать всё сразу, прямо на складе, и уже на начальных этапах. Вам не нужно в начале игры воевать за корявых копейщиков и крестьян. Мечники, можно сказать, появляются почти сразу же после старта игры с запасом золота в 500 монет. Со стоимостью зданий, конечно, намутили. Трактир за 200 дерева? Ну-ну. Если бы не ценообразование, то развивались бы все часами. Дерево в любом случае приходится покупать.

Популярность не претерпела особых изменений. Нас по-прежнему провоцируют наложить крестьянам в тарелку побольше еды и предложить огромную кружку пьянящего эля, чтобы потом вытащить из кошелька ещё больше золота. К этим двум факторам добавилась и религия, но теперь она видоизменена. Принцип работы соборов и мечетей взят из второй части серии, где за свечки мы проводили службы. Только для воска не нужно строить ульи, свечи катают из воздуха в уютных мастерских профильного работника. Отличный бизнес, кстати, свечи ведь тоже можно продавать 🙂

В игру также добавили случайные события. Они, конечно же, и раньше были. Кто из нас только не помнит как: «долгоносик пожрал весь хмель» или «коров сразила странная болезнь». Теперь эти события доступны не только в самопальных и одиночных сценариях, их можно активировать и в сетевой игре. И, кстати, к ним ещё подкинули чуму, саранчу, свадьбы, подкрепления и пр. Всё это ещё влияет и на популярность, поэтому приходится реагировать на сообщения. Жители заметили черную кошку – получите и распишитесь на минус 30 популярности! Такое тоже бывает. Средневековье, такое средневековье…

Crusader2 2014-10-03 10-49-34-57

Я почему-то ждал модели кнут-пряник, что была в оригинале. Пляшущих медведей, детей у палочек, виселицы и дыбы… Но, к сожалению, тут всего этого нет.

Мультиплеер

Как я уже говорил, Stronghold Crusader 2 рассчитан в первую очередь на сетевую игру. Одиночка ватная и практически бессмысленная, ИИ по-прежнему халтурит и интересно сражаться только с волком. Так вот, только в сетевой игре можно разглядеть все основные преимущества нового творения от firefly studios. Все упрощения в экономике, все тактически возможности и продвинутый интерфейс, по-настоящему помогают погрузиться в игру с головой.

Я всегда говорил, что ИИ для такой игры – это плохой кукловод. Наверно, поэтому в мультиплеере Crusader 2 – демонстрируется совсем другая игра. Сражения действительно интересные, игроки не закованы скриптом и строят очень интересные замки. Игроки умеют договариваться на совместные атаки, они умеют хитрить, обманывать и проявлять нестандартное мышление в бою. Удивлять во всяком случае. Всё это делает сетевую игру просто незабываемой. Вообще, не одна игра серии не была плоха в мультиплеере. А нет, вру, «киндомс» была ужасна.

Поэтому, первым делом при покупке, советую ориентироваться на сетевую игру. Одиночка не с лучшей стороны демонстрирует все возможности игры. Песочница — никакая, испытания – банальные, а сюжетной истории просто в помине нет.

Графика и движок

Работает Stronghold Crusader 2 на движке havok, поэтому игра унаследовала физику о третьей части. Включая разрушения здания, орудий и даже «ронгдол» для каждого солдата в отдельности. К сожалению, всё это скорей показуха, чем что-то реально влияющее на игровой процесс. Да, стены крошатся красиво. Да, пехота сыпется с них ещё красивее, но все камни, прилетающие по стенам исчезают, а не рикошетят или отваливаются, осколки никого не калечат. Показуха уровня Age of empires 3.

Выпущенная стрела из баллисты и перелетевшая цель, но попавшая по соседним юнитам, также не наносит повреждений. Реализма в игре нет, и функциональный движок способствует красивой массовке в кадре, но не более. С таким же успехом подошли бы и скрипты из второй части и не кушали бы при этом столько ресурсов у «персоналки».

И напоследок затронем больную тему графики и производительности. Увы, чуда не произошло а на этот раз — игра лагает. Чуть только в лобби набивается восемь игроков, как коварный fps мгновенно опускается до 30, а то и меньше. Во время активных боевых действий так вообще можно получит фризы или ещё что похуже. Причем, игра ограничивает игроков в количество построенного и нанятого, но при этом лаги всё равно не исчезают. Опять эпичный фейл. Для комфортной игры, мне пришлось не пытаться собирать большие командные бои, а ведь так хотелось…

1_new

Графика — вторая ахиллесова пята всех 3D игр серии. К сожалению, она снова не блещет красотами и мало-мальски приятным визуальным содержанием. Юниты квадратные, текстуры мыльные и смотрится всё не самым лучшим образом. От игрока позакрыли половину зданий, теперь все как-то голо и статично.

Итого…

Stronghold Crusader 2 сложно назвать успешным сиквелом, но и плохой игрой её тоже не обозвать. Фанаты, думаю, вряд ли будут довольны. Знакомыми музыкальными мотивами и образами можно заманить, но не удержать. А вот любители незатейливы стратегий, смогут найти в ней что-то интересное.

Разработчики отмахнулись от множество хороших идей серии, что были разработаны для прошлых проектов, но так и не смогли собраться воедино и доработаться. Она не подросла в плане физики, графики и даже не подумала развить «фичи» и задумки первой части. Наоборот, разработчики плавно ушли от глубины и деталей, к простоте и доступности, качнув часы баланса между экономикой и войной в сторону последней.

Экономика пошла лесом, вся «симовщина» тоже, детали даже в расчет не брались. Разработчики так сосредоточились на войне, что напрочь забыли обо всём остальном. Да и война не стала разнообразней, даже наоборот, осады превратились в какие-то скоростные катапультные перестрелки, где главный аргумент и показатель успеха  – это количество стоящих позади стен артиллерийских орудий на «палочках». Где лестницы и осадные башни, где?

Тяжелей всего обстоит дело со строительством замка и балансом. Если раньше, в первой части, ещё проводились конкурсы на самый красивый и изящный замок, то тут, из двух башен и одних ворот ничего толкового просто не сложить. Баланс подводит на каждом шагу. Зачем нужен булавщик, если отряд таких молодцов кладут буквально все? За скорость? Ха, а не проще мечникам раздать сержантов и спокойно пройти под градом стрел вразвалочку? В сетевой игре народ ещё пытается как-то играть всеми войсками, но кто поумнее уже давно кроме мечников, конников и арбалетчиков с ниндзя, больше ничего не строит.

Игру делали не для фанатов, а для современной аудитории, что изысков и сложностей в стратегиях не любит. Но даже при этом в сетевых баталиях есть море веселья, которое теперь сможет заполучить игрок любого уровня благодаря простоте геймплея и интерфейса. Игра мне понравилась, но от классического «стронгхолда» она удалилась на не приемлемое для меня расстояние. Покупать только ради сетевой игры.

Трейлер:

Stronghold Crusader 2: 16 комментариев

  1. Kaiser

    Касательно свечей:через жопу реализовали не только их производство.Ещё через жопу реализовано вот что:у меня в городе население не помню точно какое,скажем,200 человек.Службы у меня проводятся иногда.А теперь лулз:у меня работают 20 свечных мастерских по человеку в каждой,и свечей всё равно едва хватает!

    1. Kaiser

      На самом деле,вся экономика-это просто лютый трындец,но это затмевает всё,даже то,сколько я получаю с крестьян.

    2. igra-San Автор записи

      Чуда не произошло, увы. Зато продажи будут нормальные 🙂
      *штам* «оказуалено»

  2. Алекс

    Ещё одна игра мимо пролетает.
    Хотя помню, что немного играл в «Stronghold: Crusader».
    Этот жанр не очень нравится, на любителя.
    Но Игра-Сану спасибо!

  3. Lonflear

    А почему ничего не скзано про стабильность? Столько вылетов даже в S3 не было!
    Глюк на глюкt и глюком погоняет.

    1. igra-San Автор записи

      Лично я не одного вылета или серьёзного бага не подметил. То, что наблюдал в третьей части, с SC2 сравнить и нельзя. Производительность поганая, да, соглашусь, но стабильность в пределах нормы, если так можно сказать.

  4. Daodler

    Согласен с автором, игра давно себя изжила. ИМХО, хватит уже мучить жопу, если не можешь срать. Пардон за грубость. Но последние три игры — сплошное издевательство над фанатами, иначе я это никак не воспринимаю.

    1. Тихомир

      Вынужден согласиться. Довели такую шикарную серию игр, даже немного обидно. А всему виной попытки сразу захватить ВСЮ аудиторию, а лодскулам покозать что мол рабтоют и школоте не самую трудную игру дать, чтобы не ныли по чем зря. В итогах все в пролёте, школа в такое в принципе не играет, а олдскульные гамеры такое г не потребляют.

  5. Макс

    Это не сиквел, а скорей ремейк. Для ремейка норм, но как сиквел слабовата точна.

  6. Крот

    Эх… была когда то моей любимой стратегией детства. Помню ещё с братюнями гоняли по телефону (шас даже представить трудно как это было).А теперь что? Средневековьем даже и не пахнет… видимо правы эксперты, скоро РТС как жанр вообще перестанет существовать, а этак лет через двадцать кто то создаст норм стратежку и сразу как дарк соулс она соберёт миллионную армию фанатов по понятным причинам. Мир жесток.

  7. bob.exe

    Хоть такая лучше чем никакая. Надеялся до конца, что выйдет норм….. сетевую игру не узнаю.

  8. Кот

    Пиратить нет смысла? Тогды гори она синим пламенем, пойду лучше первую часть погоняю вот легенда была а сейчас что, копии породии и ремастеры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.