Военно-исторические RTS нынче – это очень редкий гость на наших персоналках. Ещё реже встречаются стратегии, которые вон из кожи лезут, чтобы реконструировать какие-то события и представить игровой процесс не в виде пародии на что-то RTS-подобное, а с четким намерением удивить и выйти за рамки.
Мод «В Тылу Врага 2: Cold War» можно смело считать одним из таких редких зверьков. Причем столь редких, что их впору заносить на «красный жесткий диск». Ну и за личиной обычного мода, как небось вы уже догадались, прячется нечто грандиозное – самая настоящая война, выросшая на популярной серии военно-исторических игр «В Тылу Врага». В «золотое» время, кстати, нечто подобное называлось аддонами.
По тегам: В Тылу Врага 2 штурм Грозного, Cold War обзор, РТС, война в Чечне
Так вот, этот фанатский мод не просто хорош, он — изумителен (чего нельзя сказать о самой «В Тылу Врага 2: Штурм», на которую я его ставил). Авторы переосмыслили знакомую механику и предоставил игрокам куда больше возможностей, не побоявшись даже добавить ещё чуток натурализма, и реалистичности и в без того очень сложный игровой процесс.
Ну и немаловажно то, что Cold War – это про современную войну. Первая и вторая чеченские войны, выдуманные открытые конфликты с НАТО, локальные боевые столкновения в Европе, основанные на военных операциях 20-го века – всё это и есть В Тылу Врага 2: Cold War.
Война ужасна
Несмотря даже на то, что мод базируется на механике В Тылу Врага 2, Cold War даже и не пытается быть на неё похожей. Собственно, это и есть первое и основное отличие мода и от оригинала, а заодно и главная идея проекта. В Cold War авторы создают не просто стратегию, где мы будет командовать человечками и катать танки по полю. Это, в первую очередь, игра про настоящую войну, поэтому-то реализм и правдоподобность ставятся во главе паровоза.
За 30 минут боя любой квартал превращается в ещё более ужасное место…
Локации и поля сражений не создавались так, чтобы игрок «развлекся» красивым бум-бумом, победоносно прокатившись по центральной улице. На войне не развлекаются, там убивают и погибаю. И судя из общего количество познаний в военном деле, первое время потери будут ужасать. Откуда прилетело и что в итоге убило… нужна разведка. Да даже не дойдя до позиций врага можно всю группу уложить на растяжках и минах, которыми обязательно будут усеяны подходы и переулки. Это война…
Первая же миссия, по штурму Грозного [которая сама по себе заслуживает полноценного обзора], сходу окунает игрока в настоящую мясорубку, выбраться из которой сможет от силы 20% личного состава. Заминированные проходы, грамотно расставленные по зданиям высоток снайпера; подготовленные защитные позиции, обнаружить которые даже присмотревшись, очень тяжело. Каждая улица и каждый метр давно пристрелены с заготовленных и замаскированных бойниц.
Добро пожалось в ад
Штурм Грозного – это одна из самых безрассудных и кровавых военных авантюр в истории современной России. Напыщенные генералы, грозившиеся забрать столицу Чечни за два часа, бросили в мясорубку регулярные части нашей армии, абсолютно неготовой к бою в городских условиях. И эти неопытные ребята выступили против профессиональных наёмников, численностью равной самой армии, которые ещё заранее подготовились к обороне, превратив мирный город в крепость.
Танком, конечно же, можно разнести что угодно, но тяжелые фугасные снаряды не бесконечные. Кстати, дальность танкового орудия не ограничена так жестко, как это делали в оригинале. Можно с безопасного расстояния снимать особо упёртых боевиков. Главное, обнаружить позицию правильно.
Каждая улица и каждый квартал представляли собой огромную и сложную систему защитных сооружений, прикрывающих друг друга. Ваххабиты выдалбливали в стенах дырки, создавая удобные огневые позиции. Пробивали в домах и подъездах проходы, чтобы быстро перемещаться. У техники и молодых ребят, что двигались в колонне [по приказу начальства не занимая здания], просто-напросто не было шансов. За один день штурма у нас убитыми было около 500 человек…
Если вы хоть раз смотрели документалку по войне в Чечне, то скорее всего слышали самые важные советы от бывалых. Я вот один очень хорошо запомнил: идёшь в бой – возьми с собой пару-тройку «мух».
И чтобы передать весь ужас происходящего, авторы мода досконально воссоздавали подобные укрепления и ситуации. С каждого окна могут целиться снайпера; с каждого угла, насыпи и подъезда, и просто дыры в фундаменте, в вас может быть выпущен реактивный снаряд по единственному танку, спасающему пехоту от града свинца. О какой вообще говорить тактике, если все позиции заранее были выбраны так, чтобы застать вас врасплох и нанести максимальные потери? Ведь отряд и подкрепления не бесконечные, а засекать и подавлять огневые точки очень тяжело, когда в ответку прилетает из РПГ или БТРа.
Хочешь жить — учись
Идея с реализмом и достоверностью, без дополнительной шлифовки по «удобному геймплею», в CW пришлась очень кстати. Первая же ваша попытка пойти в лоб, как когда-то попытались наши регулярные части, нарвётся на яростное сопротивление и скорее всего будет стоить жизни всем вашим бойцам. Но когда вы освоитесь, то поймёте, как «бить гадов по уму». До сих пор помню эту фразу одного солдата из страшной документалки Невзорова.
В конечном итоге командование сменило стратегию, а колонны техники с новобранцами заменили штурмовыми отрядами. Вот они и выбили к чертям собачьим всех бородатых бандитов из Грозного. Игрока также подталкивают к идее создания подобных мобильных групп и применения аналогичных тактик. Разумеется обучение происходит исключительно на горьком опыте, что в конечном итоге делает эту стратегию не просто уникальной, а лучшей в сеттинге и жанре. А человек, который разбирается в вооружении, может в полной мере оценить работу, проделанную авторами проекта.
Захватить и зачистить большое здание института или общежития – это задачка не из простых. Бородатых в ней как грязи под подоконником в каптёрке. Зато всё станет не так уж и сложно, если подобраться на расстояние выстрела из РПО «шмель». Гореть ваххабиты будут хорошо…
И война получается такой, какой она есть и будет – суровой и не прощающей ошибок. Игроку придётся выдумывать на ходу, использовать всё нескромное вооружение по максимуму, беречь каждого бойца и танк. «Духи», конечно же, присели в домах плотно и выскрести их от туда будет тяжело, но против расчетливого ума осмотрительного командира, даже такая оборона, на самом деле, абсолютное ничто. Добавьте к этому отчаянных парней, которые будут бегать под пулями и вырывать каждый квартал с мясом, и вы получите Cold War.
Всегда помни, что ты на войне
Несомненно, одно и из главных достоинств мода – реализм. На всю оружие нужны патроны, а каждый боец имеет ограничений запас амуниции, от чего приходится всегда следить за специальностью. В бою нужен радист, который будет получать задания от штаба и вызвать подкрепления. Нужно беречься осколков и вообще взрывчатки, способной повалить пятиэтажный дом прям-таки вам на голову. Cold War неприлично реалистична. Порой, просто забываешь, что это всего-навсего игра, настолько всё вокруг по-настоящему. Зато понимая, что в бою нет неразрушаемых укреплений, ты начинаешь совсем по-другому применять пехоту и технику.
Однажды я попытался достать одного бородатого упыря, что засел этаже так на шестом перед площадью. Взрывчатки не было, но нужно было как-то снять гниду. В итоге свою дозу свинца упырь получил именно рикошетом и улюлюкая скатился по порожкам. Кстати, снайперами всегда стреляют прямым контролем, зажав Ctrl, как в обычном шутере.
И этот реализм не играет только лишь в одну сторону. Враги также могут доставать вас особо изящными способами, тем же рикошетом. Или например, забежав группой в соседнее здание и уронив часть стены, могу обстрелять ваш отряд с тыла.
Тактически «В Тылу Врага 2: Cold War» даёт достаточно места для манёвра. Есть конечно свои правила — пехота без техники вязнет в перестрелках слишком быстро, а техника без пехоты также быстро выгорает, — но в основном решение и способ ведения войны за вами. Найти баланс и использовать каждого бойца по назначению – это то, что необходимо не только для победы, но и для минимизации потерь.
Другое дело реализм и полная разрушаемость окружения — они позволяют игроку импровизировать. Пробить дыру в заборе и в неё пройти, вместо того, чтобы перебегать улицу? Да легко! Уронить здание со снайпером, вместо того, чтобы подставляться и пробовать достать его усилиями пехоты? Ещё проще! Собственно, даже когда улицы Грозного сменяются полями и окопами, военными базами и поселками, суть не меняется. Способы ведения современной войны переданы изумительно, а нам лишь осталось применить весь немаленький арсенал и все знания, не забывая добавить чуточку смекалки. Например, на броневике подвезти полтонны взрывчатки под опору дома, чтобы уронить всех, кто в нём так хорошо и долго окапывался.
Совет: одновременно управлять всеми своими войсками слишком сложно. За каждого солдата и танк сразу не сыграешь, но вы всегда можете убрать скорость игры на Backspace и раздать приказы, или совершить точный выстрел по движущейся цели.
Что касается контентной составляющей, то ВтВ2: Cold War напитана событиями хорошо. Есть полноценных три кампании длинной так часов в 140. К слову, в оригинале их не было в принципе – только дурацкие миссии про взятие и удержание позиций. Все три кампании разбиты на этапы и подмиссии с сюжетным вставками и даже озвученным брифингом. Помимо этого, есть и сетевая игра, работающая на новых и старых картах. Оружие, техника и пр. – всё перерисовано и модифицировано подобающе, так что даже если сильно присмотреться, то оригинал почти не узнаётся. У танков, например, есть динамическая броня и около пяти видов снарядов, а также полностью рабочая модель и анимация. Ну и озвучка солдат обновлена по максимуму, так что в горячке боя вполне себе можно услышать, как наши солдаты матерятся, а бородатые басмачи улюлюкают по-своему.
Итого…
В Тылу Врага 2: Cold War – это лучшее, что можно сейчас встретить из современных военно-исторических RTS. Игра настолько приближена к реальности и виду современной войны, что попросту не имеет достойного конкурента в сравнение. Вдобавок это единственная толковая RTS по чеченской войне, а также в сеттинге противостояния с РФ и НАТО. Это самая настоящая и правдоподобная современная война, которая когда-либо существовала в жанре RTS. Как говорится, «мастхев». Возразить хоть что-то в этом плане может разве что ARMA, но она, как вы знаете, занимает совершенно другую нишу.
Мод «В Тылу Врага 2: Cold War» был официально закончен в 2015-ом году. Устанавливается на оригинальные В Тылу Врага 2: Лис пустыни и В Тылу Врага 2: Штурм. Всё необходимое, в том числе и соперников по сетевой игре, вы найдёте на страничке мода [фан-группа].
Если будут вопросы по установке и поиску клиента и патча — пишите лично мне. Помогу, чем смогу.
P.S. Для полного погружения в атмосферу событий, рекомендую к просмотру документалку Невзорова — АД.
Трейлера у проекта нет, поэтому креплю летсплей.
Как всё серьёзно и сложно) Мне такие игры незя, потому что рукожоп XD
Авось, научимся!..;) Скоро буду…)(^_^)(
Это так кажется на первый взгляд)
На втв что не сделай всё получается ох*енным. И мод этот тоже.
Единственный косяк — нет управляемой авиации и карты не очень большие, а так всё на очень достойном уровне. Мод к стати делали не только фанаты, среди разработчиков были люди реально работавшие с большими играми в студии
Не слышал про «реально работавших в студии», но исходя из качества мода, думаю, вполне возможно
Могу ещё посоветовать Вьетнам. Очень сложная и атмосферная, даже вертушки и напалм есть. В своё время зарубался чуть ли не дольше чем в лиса пустыни. А штурм -говно. Обе части.
Сейчас жду Gates of Hell, вот у неё есть все шансы получиться оч правильной
А как моде через мастерскую добавить в игру? У меня Steam
Поставь отдельно игру, без привязки к Steam, если не можешь разобраться. А вяжется мод в Steam как обычно, читай мануалы в мастерской
Да уж, у модеров игры получаются лучше чем у разрабов… Тылу Врага 2 всё ещё best, а вот Men of War assault squad — полное говно
перехожу по ссылке не могу скачать
Уже давно есть новая версии и мод не стоит на месте крайняя версия 1.7.1
Уже давно есть новая версии и мод не стоит на месте крайняя версия 1.7.2
https://vk.com/of_coldwar