- Полное название: Kholat
- Дата выхода: 2015
- Локализация: текст
- Жанр: приключение, хоррор
- На чем можно поиграть: ПК
- Мультипелеер: нет
- Кооператив: нет
Kholat – это мистический инди-хоррор, история которого основана на реальных событиях, произошедших в 1959 году на печально известном «Перевале Дятлова».
Многие, конечно же, слышали про эту загадочную трагедию, именуемую как «Гибель тургруппы Дятлова». Тогда, в 1959 году с 1 на 2 февраля, целая группа туристов из девяти человек погибла в горах Северного Урала при очень странных обстоятельствах.
Эта трагедия за почти полвека обросла столькими теориями и легендами, что даже сейчас многие не могут прийти к единому мнению. Кто-то говорит о сверхъестественной силе, которая и выгнала людей из палаток на мороз и, по сути, на верную смерть; кто-то рассказывает о нападении некого(их) убийц(ы); есть даже теория, что группа стала жертвой аномалии.
Интересно: в «вики» собрано почти всё, но если есть желание ознакомиться глубже, то можно найти и документальные фильмы. Там, правда, много уделено конспирологическим версиям про ретилоидов и инопланетян с мозговыми лучами. Это так, к слову 🙂
«Обзор игры Kholat»
На такой почве, взрастить можно всё, что угодно и вообще, мне непонятно, как такая лакомая идея столько пылилась нетронутой… В итоге за эту работу взялись IMGN.PRO. Команда разработчиков — не новички и за их спиной есть немало интересных проектов, например: симулятор езды по бездорожью, пара симуляторов грузовика и поездов, а также не безызвестная «Dreamfall chapters». Но вот Kholat – это проект с чистого листа, причем разработанный и изданный исключительно самой IMGN.PRO. Что интересно, судя по портфолио, с хоррорами раньше разработчики не дружили, это их первая попытка.
По свежим следам, в гости к Антону…
Такую историю, конечно я пропустить не мог. Но изначально моё представление о игре с конечным результатом настолько разошлись, что по пути даже пришлось перестраиваться. Kholat – не в коем случае не хоррор, точнее не он в привычном понимании. Нас не пытаются подловить на скример, не заставляют нырять под кровати и даже без традиционного «ай, мама он сейчас догонит меня!».
Искать записки и ключевые объекты — это та ещё морока. Учитывая размеры карты, получается довольно сложно, это ж не Сландермент какой-то…
Игра больше похожа на приключенческую бродилку, ну или на крайняк большой и толстый мистический триллер, где основное занятие – поиск подсказок и сюжетных записок. Это очень важно, т.к. многие ищут себе адреналиновый аттракцион ужаса на пару вечеров, с бабайками, погонями и выскакивающим сердцем из груди. Kholat, конечно же, довольно атмосферна и нагнетает в меру, даже опасности есть, но напугать она едва ли способна. Тем не менее держать в напряжении она умеет — это как-раз таки-то, от чего вам не отмахнуться.
К сожалению, размытая до безобразия история игры идёт не в плюс. Она абсолютно лишена вектора и даже если вы находите записки, то ничего кроме расплывчатых версий и натянутых трактовок произошедшего, откопать не получается. Разработчики не постеснялись собрать почти все теории и замечания по трагедии, в итоге нагромоздив одну огромную кучу вопросов. При желании, разумеется, можно сосредоточиться и ухватиться за «настоящую» ниточку, ведущую к разгадке (по версии самих разработчиков), но и это сделать совсем непросто.
Экскурсия по северу Урала
И вот тут мы плавно переходим к сути. Игровой мир в Kholat большой, а проходить игру можно начать с любого конца и в любом направлении – она нелинейна. Вас не заставляют пройтись по рельсам и терпеливо, по очереди пересмотреть все положенные заставки и собрать все положенные записки. Всё придётся искать самому, на довольно большой и запутанной локации, причем без подсказок и направлений.
Координатами на карте отмечают ключевые объекты, а не ваше положение.
Вооружены мы набором истинного туриста — картой (без отображения собственного места положения) и компасом. Это всё, что вам понадобится… хотя нет, вру. Без умения ориентироваться и правильно всё это применять, нет смыла вообще садиться за прохождение. Усердие и настойчивость вам обязательно понадобятся. По сценарию многое происходящее не будет поддаваться логике, поэтому придётся продираться через сумасшествие и очень натуралистичные галюны (карта тоже, кстати, будет иногда врать), от которых ориентирование на местности оказывается ещё тяжелее.
Разнообразием игрового процесса, в общем-то, Kholat удивит кого-то едва ли. Это я понял почти сразу, как только сел играть. Большинство времени нам суждено бесцельно скитаться по скалам, пещерам и заснеженным лесам, изредка вздрагивая от теней и не самых оригинальных ловушек. Всё более чем примитивно: ищем путь, сверяемся с картой, подбираем координаты, открываем лагеря для быстрого перемещения, собираем подсказки.
Процесс прохождения абсолютно лишен тех необходимых игровых механик, способных придать бесцельным блужданиям хоть какое-то действие и наконец-то отогнать наползающую зевоту, а заодно и оправдать взятую тематику. Не стоит рассчитывать, что вы будете согревать обледеневшие пальцы у горелки; собирать припасы, экономить еду или спички; с опаской двигаться по склонам обледенелых гор, цепляясь за выступы. Главный герой игры даже прыгать не умеет, чего уж говорить об остальном. Интерактивности — ноль, и даже без грёбаной палочки. На ум приходит только одно определение, способное максимально охарактеризовать геймплей и прохождение в целом – «жутковатая экскурсия».
С десяток раз я просто провалился под текстуры, после чего ГГ издавал предсмертный стон, быстро погружаясь «серое-синее» небытие. Может так и погибла группа Дятлова?
Работает Kholat на новеньком Unreal Engine 4 и смотрится хорошо. С визуальной частью проблем нет абсолютно. Особенно радует, как сделана природа и сама русская зима. Последний раз меня так пёрло с украинского «Анабиоз: Сон разума», где мороз ощущался прям кожей. Тем не менее, картинка однообразна и от заснеженных елок и кустов устаешь быстро, поскольку кроме них в Kholat нет почти ничего.
А вот производительность в очередной раз огорчает. То ли «четверка» сама по себе такая обжора, то ли у разработчиков руки из одного места… В общем, тормозит Kholat, как принято говорить в таких случаях, «безбожно и беспощадно». И я бы не рассчитывал на хороший fps, даже если по отчеству вашу игровую малышку кличут «Аленваровна».
Согласитесь, не сразу же среди этих скал можно разглядеть очертания черепов.
Игра не может справиться с плавным отображением кадров и почти всегда мы дико скачем от 50 fps до ничтожных 20. В некоторых местах нагло «фризится» картинка, абсолютно отбивая желание продолжать. Слава те яйца, что это всего лишь приключенческая бродилка, а не что-то экшенистое и требовательное к скилу и реакции, в противном случае бы я даже и мучиться не стал, без сожаления отправив игру в корзину.
Итого…
Kholat – это сплошной недосказ, по всем пунктам, причем ещё и не самой лучшей выделки. Безупречно она справляется только как симулятор спортивного ориентирования (а только так его и можно назвать). До полноценного хоррора она не дотягивает из-за своей монотонности и поверхностного подхода к механике «охотник-жертва». Ни красивых тебе погонь, ни близких контактов, от которых сердце в пятки обрушивается, а на лбу бы вступал пот, про скримеры и говорить нет смысла.
В паре эпизодов разработчики порывались оправдать выбранный тег «хоррор», устраивая встречи с местным «ужасом», но ничего кроме улыбки этот полупрозрачный фантом не вызывал. Атмосфера хороша, но этого явно недостаточно. За непроглядной снежной мглой и жутким завываниями ветра, должно прятаться нечто большее, в противном случае будет просто-напросто «атмосферненько». А так оно и получилось. Каждый раз встречая такого гада где-то на краю карты, хоть и в до чертиков пугающем месте, мне только одно приходило в голову — хоть бы не попасться, а то же опять полчаса потом черепахой плестись до сюда.
Хе-хе, сколько раз подходя к деревьям и прочим аномалиям, я почему-то начинал искать артефакты 😀
До вменяемого мистического триллера Kholat не хватает нормальной структуры повествования и полной отдачи по сюжетной линии. С таким винегретом мнений и трактовок, очень тяжело собрать полную картину, даже если подсунуть игроку более очевидную (авторскую). Как приключенческая игра, Kholat смотрелась бы куда лучше, НО, полное отсутствие интерактивности и вообще какой-либо необходимости орудовать чем-то, заставляют чувствовать себя не героем страшной истории, а призраком без рук и ног. Ещё и постоянные попытки удариться в крайности: давая полностью открытый мир, и тут же отбирая обычный прыжок, заставляя бараном стать перед порогом высотой 10 см. Господи, ну за что…
Сюжет игры и истина, которая как та морковка на палочке у морды ослика – это единственное, что держало меня всё это время, и вело до развязки. Думаю, удержит и вас, если, как и я, вы готовы закрыть глаза на множественные недостатки со стороны игровой части, и напитавшись атмосферой, закутаться по самые ноздри в мрачные и мистические события. В погонях за «авторской правдой» вам грозит скитаться около четырёх часов, которые я рекомендую провести в одиночестве и ближе ко сну. В таком случае есть все шансы получить от Kholat куда больше удовольствия.
Трейлер:
Ещё интересный факт (не по поводу трагедии):
Главного героя и закадровые ролики озвучил Шон Бин.
ПС После этого я сразу забоялся за судьбу ГГ 🙂
ППС А игрушка суперская, немного нудноватая, но атмосфера тащит.
что за Шон бин?
Этот что «зима близко»
ОМГ,! хватит спойлерить!!!
Атмосфера потрясающая , звуки , скрипы, топатоп, вой ветра всё просто супер. на счет того что игра скучная это мне кажется на любителя просто . мн было интересно играть всё время , тащусь от таких игр
Это хорошо, что вам понравилось. Значит не зря ребяты старались 🙂
Мне кажется автор придирается. Kholat из тех игр не нуждающихся в назойливых скримерах и прятках под кроватью. Будь я проклят но от неё гараздо больше удовольствия получил чем от последней амнезии. Вся прелесь состоит в атмосфере и том как она воздействует на игрока. Хорор понятие растяжимое ИМХО
Ой, да ладно) Прям лучше свинюшек?
Ну там также не всё гладко с пугалками, зато атмосфера хорошая. Собсна как и тут. Только свиньям — отлично, а кхалату — неуд. Вот я о чем.
Почему неуд-то? Вполне неплохая игра, такая помесь ДиерЭстер и Сландермена. Не идеальная, но играть-то можно 🙂
Системочки ещё к обзору прикрутить и было бы чудесно и изюмительно !;
Они вам не помогут, я уверяю.
Заинтриговал
, к тому же есть повод добить мою старую карточку и обкатать новую 🙂
Вряд ли это поможет, тем не менее — удачи)
Жаль такое слышать на игру возлагал много надежд, теперь осталось дождаться SOMA
Поиграл получше и всё в итоге оказалось не так плохо. Главное научиться понимать куда идти и что делать. Терпение и труд, как говорится 🙂
🙂
Не всё так плохо. А SOMA ждём с нетерпением, особенно после трейлера.
Игра шлак полный
Невероятно аргументированный отзыв lol
На перевале все погибли от лавины. Про зелёных человечков вот такие дураки и придумывают, а потом в википедию свой бред записывают и выдают за правду, ой, проше прощения, за «теорию». Игра прикольная, но тему трагедии вывернули так изящно, что играть не хочется вобще. Лучше б просто о какой то группе сделали игру, нет надоже лезть в трагедии со своими домыслами. .
— P.S> Я не хейтер
Ок, все погибли от лавины, так почему палатка осталась стоять? И зачем кто-то из группы пытался залезть на дерево?
Автор, с чего ты взял, что горе-разработчик SpinTires(1,5 калеки) имеет отношение к ЭТОЙ игре?
Насчет производительности: ue4 уже не «новенький» — это первое.
Второе: если у тебя видеокарта 2-3 годичной давности да еще и какой-нибудь Радеон, то чему удивляться. Все современные движки тестируют уж точно не на «красных» видеокартах.
На ихоф.сайте игра вроде как красуется в списке проектов.
Насчет оптимизации спорить не хочу, если у вас мощный агрегат, да ещё и не какой-то там Радеон, то я искренне рад, что у вас всё работает хорошо.
О ты глянь! Барин без «какого-то там Атлона», прям умиляюсь)
Движки какие то тестируют… вы о чем? Это игра! И она явно не качества современного некстгена, к слову, работающего на порядок лучше. Так какого х*я, простите, она не может показать плавной работы? От того, что у вас очень хорошая и дорогая видео карта, игра оптимизированней не становится.
По теме: столкнулся с пробелмой, в горящем лесу падает fps до 5-10 и ничего не помогает. Поднимаешь взгляд в небо — и снова все добрые 50. Как решить так и не придумал, просто пробежал побыстрее и всё.
Ещё заметил глюк, когда ГГ спрыгивает с незапланированного порога, то назад не забраться и приходится сбрасывать игру или сигать в пропасть. Совет рискнувшим: не лезьте с дорог в горы, там делать нечего, вы не горный баран. Ходите по ровной поверхности и будет вам счастье, а записки все на видном месте лежат и их слышно, они шелестят 🙂
Я играть, я боятьсо!
Игра совсем не страшная ждалл другого (
Игра хорошо напоминает Slender: the eight pages… где про странички, только без самого Слендера и поэтому — валяй валенки, Вася
Где оценка????
Ну пока сам не поиграешь не поймёшь
Кочаемсъ )))
Оптимизация ни к черту. Где видано чтобы на топовой машине впс выше 40 не подымался? И помоему игра дурь полная
Мне игра понравилась) Не сложная, не сильно страшная и в меру короткая
великолепный хоррор 8,0
Думаю потом купить на ps4 когда портируют, там точно тормозить не будет