frostpunk-logo

Рецензия на Frostpunk — Мороз со вкусом отчаяния и… опилок

  • Полное название: Frostpunk
  • Дата выхода: 2018
  • Локализация: текст
  • Жанр: стратегия, в реальном времени, выживание, экономическая
  • На чем можно поиграть: PlayStation 4, Xbox One, Android, iOS, Windows, Mac OS
  • Мультиплеер: нет
  • Кооператив: нет

«Они брели молча, обмотанные в какие-то рваные лохмотья, время от времени утопая в снегу. Но никто даже не подумал обернуться. И дело не в суевериях или огромной снежной буре, мрачно нависающей вдали с горизонта до самых облаков. Позади не осталось ничего, кроме выжженных развалин и обезумевшей толпы людей, некогда очень знакомых и даже близких. Людей, которые когда-то с радостью делили остатки подпорченной складской баланды и разобранную на дрова мебель… «

Всем Хауди Хо! Не зря свой запоздалый ( на 3 года, блин! 😀 ) обзорчик на нашумевшую инди-стратежку про замерзающих «сэров» мне приходится начинать с небольшого лирического вступления. Уж очень этот проект душещипательный что ли, ну нравится мне такое 🙂

Давайте всё же по-порядку!

И жили они очень голодно и холодно, но хотя бы жили…

Проект небольшой студии 11-bit studios, (известной многим по годному инди-выживастику This war of mine), не станет ещё одним жизнеутверждающим и сочным игровыми миром для семейного досуга. Как и прошлое их творение, Frostpunk без малого претендует на лавры сложной социально значимой игры. Вот прям той самой игры, после прохождения коей геймеры будут болезненно рефлексировать.

Frostpunk-creen-1153

Интерфейс и строительство вполне себе съедобные

По сюжету в мире (окончательно победившего стимпанка) наступает катаклизм невиданного масштаба: всё сгинет от гибельного аномального мороза. С бурей он (катаклизм) покроет всё живое льдом, зацепив краем лишь небольшой участок поодаль от материка. Там-то английские инженеры организовывают некий «ковчег», что, по сути, является системой продвинутых генераторов-городов — неких сооружений, питающих теплом и энергией всё вокруг себя.


Да-да, многие скажут, что это глупо и «ваще антинаучно» — проще зарыться в землю (забраться в пещеру) и топить непосредственно жильё, а не атмосферу, — но давайте не будем цепляться к условностям (их тут кхм… порядком.). Кто-то и Властелин колец журит за то, что орлы из начала трилогии могли бы за пару часов доставить клятое колечко в Мордор до самой Роковой горы. Да-да, и без страдания несчастных полуросликов и гибели десятков тысяч невинных обитателей Средиземья. Но суть ведь в приключении? 😎


Ведите нас, о Капитан!

Как и большинство жанровых соседей, Frostpunk даёт игроку возможность примерить шкуру управляющего — т.е. Капитана. Естественно со всем плюсами и минусами сего назначения. При том децентрализации власти в поселении нет вообще: от «вожака» требуется решать все назревающие вопросы любой степени важности и размера. От ворующих сухари детишек, отлынивающих работников, качества пайков и заканчивая графиком работы, а также выбором суровости наказания. Это без учета планирования и строительства. Забот много, но то этого игровой процесс становится лишь лучше — всегда есть чем заняться!

frost game screen

В некоторых сценариях игрока будут просить не просто выжить, но и помочь другим. Как результат: конфликты и чуть ли не война. Только выстоять можно лишь сообща. Но как всех примерить? Есть такое слово: дипломатия !

В Stronghold крестьяне уходили из замка из-за голода. Просто и мирно, разве что под кислую рожу казначея. В Frostpunk же вышвырнут вас. Но, учитывая суровые реалии, на пенсию рассчитывать не стоит. Должность за игроком ровно до того момента, пока горожане не впали в крайнюю степень отчаяния или не озверели от злобы. Сглупил, забыл и ошибся — вот ты уже не любимый капитан, а ходячий мертвец. Именно что мертвец, ибо шанс на выживание за пределами города буквально нулевые. Кстати, изгнание — это ещё самый… эм… цивилизованный способ народной кары. Запущенные проблемы с фанатиками и законниками грозят белее ужасной смертью на эшафоте через, например, обваривание паром.

И чтобы подготовиться и пережить бурю, управляющему придётся балансировать. Для четкого понимания контроля общества в постапокалиптическом мире Frostpunk имеется несколько показателей, добавленных к стандартным счетчикам ресурсов. Надежда, недовольство, вера,  порядок и пр. (В DLC есть сценарии другого плана). Это именно то, за чем придётся неустанно следить. Всегда.

Оруэлл, подвинься

Чего-то принципиально нового в игровых механиках ждать, увы, не стоит. Назначаем работников, капаем уголь, ловим немногочисленную еду, строим дороги, утепляем дома. А самое главное: запасаемся ресурсами. Параллельно улучшаем что-то и не забываем обращать внимание на нужды трудяг.

Ну и, разумеется, за менеджментом ресурсов (в том числе рабочих) кроется ядро геймплея. Управляющего просят действовать на упреждение, основываясь на разведданных. Скоро мороз — Запасайтесь углём. Идут беженцы — стройте дома. Параллельно предстоит проводить модернизацию, повышая КПД, а также заниматься разведкой и дипломатией (пусть и условной). А ещё к этой геймплейной рутине добавляется одно «но» — решения.

frostpunk screenshots 1

К сожалению, спланировать всё заранее нельзя. Придётся попробовать все варианты формирования выживающего «нового» общества, чтобы выбрать работающие комбинации

Выбор — это и изюминка, и одна из заковырок игрового процесса, придающая Frostpunk трагизма и напряжения, так несвойственного играм схожего жанра. Черт! Да в ней просто-напросто нет правильного или неправильного выбора. Есть обстоятельства, которые требует скорых решений и каждое «давайте» или «нет, не будем» — тоже решения… в той или иной мере. Жестокие? Суровые? Но буря погубит всех, если вы не соблаговолите действовать.

Нельзя просто так взять и заставить детей работать, не получив повышенной смертности от несчастных случаев — и, как следствие, упадка веры. Но и нельзя переводить на карапузов баланду без малейшей отдачи — пусть хотя бы в лазарете помогают. Не стоит впустить (без подготовки) в город беженцев буржуев-нахлебников (хоть и с детьми), полагая, что классовая война не разгорится. Но и не пустить их тоже нельзя — вера пошатнётся мгновенно. А сделать как хочется и заткнуть всем рот — плохая идея. Цензура может повлиять на образование опасных протестных движений. У каждого выбора есть последствия. Всегда.


Иногда они (решения) бьют сразу, а порой — отзываются ещё более разрушительно, но спустя время. Редко, прям совсем, приносят неплохие морально-ресурсные дивиденды. Просчитать их сложно, но можно. Лишь поиски на глобальной карте подкидывают момент неопределенности: группы могут погибнуть рандомно или пропасть. Это, кстати, один из странных минусов. Скриптованная сюжетка — это как поездка по граблям. Пока все не соберёте, не пройдёте 😀


Решения ужасны и часто бесчеловечны? Да, но необходимы. Позволили людям удариться по религии? Теперь не удивляйтесь, что во время «часа Х» они захотят помолиться. «Закрутили гайки» и всех до рудников водите под конвоем? Готовьтесь к войне с сопротивлением, что видит в вас диктатора-узурпатора. И если поначалу придётся срывать лишь листовки с призывом задуматься, то в финале без отстрела протестующих на площади, увы, никуда.

frostpunk screenshots 3

Поиск и постройка паровых роботов — ключ к выживанию. Роботам не требуется еда, они не страшатся мороза и вкалывают 24/7

Религия, закон, рациональность (человечность) — выбор сложный и неочевидный. Каждый ответит на вопрос организации быта сам, опираясь на личные нравственно-моральные взгляды. Это-то и здОрово! Frostpunk хоть и заскриптован в сюжетной части полностью, но никто не мешает скатиться в сектантство или замотать всё ключей проволокой да заставить вышками с вооруженной охраной.

С первым гибельным морозом люди бросятся жадно выедать последние остатки человечности из того, что они когда-то называли обществом. Вам придётся остановить это… или возглавить. Даже первое прохождение игры, с выводом в конце по всем событиям, лишь печально констатирует: а стоило ли оно того? Конечно же, первый раз не получится сохранить общество «здоровым» (если вообще получится 😛 ) Но к третьей попытке результат будет.

Впрочем, работы предстоит много. Лжепророки, божьи служители, паникеры, мародёры, убийцы и палачи, прикрывающиеся законом — все они намного опаснее бури. Бороться с ними нужно аккуратно, ведь толпа легко внушаема в моменты настоящих испытаний. А можно планировать и лавировать… Вот без этих ненужных жертвоприношений, каннибализма, казней, боёв насмерть и прочего лютого ужаса типичного конца света по версии современной поп-культуры.

frost 1351315

Древо развития от сценария к сценарию разнятся. Изучить его заранее не просто стоит, а жизненно необходимо. Хотя вы навряд ли угадаете, каких именно ресурсов в итоге будет не хватать

Технически, визуально и стилистически —  без замечаний. Собственно, разглядывать графон некогда, да и мелочи не нужны — всё заменили умные графики. По эффектам и детализации проблем нет. Контента и заданий мало, да. Бедновата на истории, конечно же, но общего интереса это не портит. Есть только недосказанность по лору, т.к. картина мира мутновата. Не придираясь, в целом, события ясны.

А вот реиграбельность, увы, в Frostpunk действительно куцая. Одна сюжетная миссия и пяток приквелов-DLC. На этом всё. Развлечение часов на 20-30, но не более. (Хорошо, что хоть продолжение делать начали. 🙂

Зима не близко — она уже тут!

Несмотря на общую медитативность, Frostpunk реально адреналиновый выживач. Финальная буря — это одна из лучших кульминаций жанра на моём геймерском веку. Эпичное противостояния вашей хрупкой, но отлаженной экономики, с огромным бушующим чудовищем — безжалостной стихией!

frostpunk screenshots 56

«Заруба» происходит под крутецкий саундтрек, пока трескучий мороз заволакивает экран монитора и косит ваших горожан, а ресурсы катастрофически быстро тают. И холод всё злее и злее! Кажется, что это конец… И в самый жуткий час, когда даже воздух загустел от холода, сквозь облака продирается солнце, а по монитору побежали капли. О-оу! Будем жить! ლ(ಠ‿ಠლ)

Мультиплатформа: бог

Frostpunk доступна где угодно и кому угодно, хотя мобильная версия не является клоном PC или консоли (см. описание в топе поста). Учитывая, что это не шутер, клиент неплохо отработает на древних 2-х ядерных вёдрах и встроенных видеокартах, а если есть мало-мальски внятная дискретка, то и графон подтянуть не грех. Повыживать можно и на консолях. Текущий билд стабилен и почти идеален.

Итого…

Мало сюжетных вставок и лор подан жиденько — это одна часть проблем. Скромная контентная набивка и заскриптованность — это оставшиеся очевидные минусы, следующие из не менее скромного бюджета на разработку. Едва ли кого-то удастся удержать сложностью и режимом «бесконечного выживания» дольше, чем на 20-40 часов. А ещё по финалу присутствует гаденькое послевкусие некой «недоигранности»: мол, дальше будет лучше, но того самого «дальше» попросту нет. И это разочаровывает.

В целом, это не влияет на общее впечатление. Новый продукт 11 bit studios — образцовый выходец инди-индустрии с потрясающей идеей и достойной реализацией. Игрой ты действительно наслаждаешься, поскольку Frostpunk — это правильная комбинация суровых постапокалиптических игр выживалок и экономических стратегий. Абсолютно штучный продукт, пусть и с недовесом по контенту.

В отрыве жанров друг от друга вряд ли бы получилось что-то дельное. Но за рутиной застройки города и изучением игровых экономических проблем, всегда кроется морально-этические распутья. Они придают событиям весу и позволяют хорошенько поразмышлять о обществе, в котором мы все живём. Собственно, и победа ощущается немного по-другому… как-то даже слаще. Когда ты действительно понимаешь, чего она стоила этим людям.

Трейлер Frostpunk:

Рецензия на Frostpunk — Мороз со вкусом отчаяния и… опилок: 19 комментариев

  1. igra-San Автор записи

    Всем привет!

    Моим навыкам скрываться Бэтмен бы позавидовал, да? 🙂 Но как и любому супергерою (клавиатурному!), мне рано или поздно приходится выползать на свет. И я тут. Играю и пишу. Надеюсь, что надолго.

    ЗЫ: Обслуживайте и лелейте свои игровые видяшки. Поверьте, без них очень плохо.
    С Новым Годом!

  2. P€ng0lin

    Афтар деликатно умолчал про стоимоть игры с 1 картой. Бедненькие разрабы вынуждены каждый сценарий проават отдельно. Игра ниче, но это формальеое свинство

    1. igra-San Автор записи

      Ну не. На старте она не стоила дороже обычной индюшатины. Тем паче Frostpunk только при мне трижды раздавали бесплатно. Забрал на PC

  3. Koinicon

    сц прошел на среднем уровне сложности, с 4 раза, почти изи. ИМХО для стратегии маловато выборов развития. Получается или религию раскачиваешь или закон, про человечность ьне слышал, может в допах она есть, где я играл нет. В любом случае перепроходить не хочется, вся игра за пол часа показана. Во второй части надо делать войну, желательно с роботами, иначе снова забирать халяву с егс )))

  4. igra-San Автор записи

    Человечность — нечто среднее, без перегиба. Она не именуется как-то, но точно есть.
    Про войну: хорошая идея, только не думаю, что это реализуемо. Разве что экономические войны за ресурсы и сферы влияния. Можно было б ввести в релиз преступность — банды, кланы или группировки. Тогда можно было бы отыграть подсюжетные события в стиле «Острых козырьков» с переделом рынков и территорий, с перестрелками, предательствами и засадами ^^

    Увы, фантазия фантазией, а реализация с интеграцией в геймплей — совсем другое дело. Ждём Frostpunk 2

    1. Koinicon

      Спасибо за ответ. Мне кажется Frostpunk 2 не станет больше и лучше. Новостей про миллионные бюджеты разработки не проскакивали, это всё ещё инди игорь))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.