- Полное название: Frostpunk
- Дата выхода: 2018
- Локализация: текст
- Жанр: стратегия, в реальном времени, выживание, экономическая
- На чем можно поиграть: PlayStation 4, Xbox One, Android, iOS, Windows, Mac OS
- Мультиплеер: нет
- Кооператив: нет
«Они брели молча, обмотанные в какие-то рваные лохмотья, время от времени утопая в снегу. Но никто даже не подумал обернуться. И дело не в суевериях или огромной снежной буре, мрачно нависающей вдали с горизонта до самых облаков. Позади не осталось ничего, кроме выжженных развалин и обезумевшей толпы людей, некогда очень знакомых и даже близких. Людей, которые когда-то с радостью делили остатки подпорченной складской баланды и разобранную на дрова мебель… «
Всем Хауди Хо! Не зря свой запоздалый ( на 3 года, блин! 😀 ) обзорчик на нашумевшую инди-стратежку про замерзающих «сэров» мне приходится начинать с небольшого лирического вступления. Уж очень этот проект душещипательный что ли, ну нравится мне такое 🙂
Давайте всё же по-порядку!
И жили они очень голодно и холодно, но хотя бы жили…
Проект небольшой студии 11-bit studios, (известной многим по годному инди-выживастику This war of mine), не станет ещё одним жизнеутверждающим и сочным игровыми миром для семейного досуга. Как и прошлое их творение, Frostpunk без малого претендует на лавры сложной социально значимой игры. Вот прям той самой игры, после прохождения коей геймеры будут болезненно рефлексировать.
По сюжету в мире (окончательно победившего стимпанка) наступает катаклизм невиданного масштаба: всё сгинет от гибельного аномального мороза. С бурей он (катаклизм) покроет всё живое льдом, зацепив краем лишь небольшой участок поодаль от материка. Там-то английские инженеры организовывают некий «ковчег», что, по сути, является системой продвинутых генераторов-городов — неких сооружений, питающих теплом и энергией всё вокруг себя.
Да-да, многие скажут, что это глупо и «ваще антинаучно» — проще зарыться в землю (забраться в пещеру) и топить непосредственно жильё, а не атмосферу, — но давайте не будем цепляться к условностям (их тут кхм… порядком.). Кто-то и Властелин колец журит за то, что орлы из начала трилогии могли бы за пару часов доставить клятое колечко в Мордор до самой Роковой горы. Да-да, и без страдания несчастных полуросликов и гибели десятков тысяч невинных обитателей Средиземья. Но суть ведь в приключении? 😎
Ведите нас, о Капитан!
Как и большинство жанровых соседей, Frostpunk даёт игроку возможность примерить шкуру управляющего — т.е. Капитана. Естественно со всем плюсами и минусами сего назначения. При том децентрализации власти в поселении нет вообще: от «вожака» требуется решать все назревающие вопросы любой степени важности и размера. От ворующих сухари детишек, отлынивающих работников, качества пайков и заканчивая графиком работы, а также выбором суровости наказания. Это без учета планирования и строительства. Забот много, но то этого игровой процесс становится лишь лучше — всегда есть чем заняться!

В некоторых сценариях игрока будут просить не просто выжить, но и помочь другим. Как результат: конфликты и чуть ли не война. Только выстоять можно лишь сообща. Но как всех примерить? Есть такое слово: дипломатия !
В Stronghold крестьяне уходили из замка из-за голода. Просто и мирно, разве что под кислую рожу казначея. В Frostpunk же вышвырнут вас. Но, учитывая суровые реалии, на пенсию рассчитывать не стоит. Должность за игроком ровно до того момента, пока горожане не впали в крайнюю степень отчаяния или не озверели от злобы. Сглупил, забыл и ошибся — вот ты уже не любимый капитан, а ходячий мертвец. Именно что мертвец, ибо шанс на выживание за пределами города буквально нулевые. Кстати, изгнание — это ещё самый… эм… цивилизованный способ народной кары. Запущенные проблемы с фанатиками и законниками грозят белее ужасной смертью на эшафоте через, например, обваривание паром.
И чтобы подготовиться и пережить бурю, управляющему придётся балансировать. Для четкого понимания контроля общества в постапокалиптическом мире Frostpunk имеется несколько показателей, добавленных к стандартным счетчикам ресурсов. Надежда, недовольство, вера, порядок и пр. (В DLC есть сценарии другого плана). Это именно то, за чем придётся неустанно следить. Всегда.
Оруэлл, подвинься
Чего-то принципиально нового в игровых механиках ждать, увы, не стоит. Назначаем работников, капаем уголь, ловим немногочисленную еду, строим дороги, утепляем дома. А самое главное: запасаемся ресурсами. Параллельно улучшаем что-то и не забываем обращать внимание на нужды трудяг.
Ну и, разумеется, за менеджментом ресурсов (в том числе рабочих) кроется ядро геймплея. Управляющего просят действовать на упреждение, основываясь на разведданных. Скоро мороз — Запасайтесь углём. Идут беженцы — стройте дома. Параллельно предстоит проводить модернизацию, повышая КПД, а также заниматься разведкой и дипломатией (пусть и условной). А ещё к этой геймплейной рутине добавляется одно «но» — решения.

К сожалению, спланировать всё заранее нельзя. Придётся попробовать все варианты формирования выживающего «нового» общества, чтобы выбрать работающие комбинации
Выбор — это и изюминка, и одна из заковырок игрового процесса, придающая Frostpunk трагизма и напряжения, так несвойственного играм схожего жанра. Черт! Да в ней просто-напросто нет правильного или неправильного выбора. Есть обстоятельства, которые требует скорых решений и каждое «давайте» или «нет, не будем» — тоже решения… в той или иной мере. Жестокие? Суровые? Но буря погубит всех, если вы не соблаговолите действовать.
Нельзя просто так взять и заставить детей работать, не получив повышенной смертности от несчастных случаев — и, как следствие, упадка веры. Но и нельзя переводить на карапузов баланду без малейшей отдачи — пусть хотя бы в лазарете помогают. Не стоит впустить (без подготовки) в город беженцев буржуев-нахлебников (хоть и с детьми), полагая, что классовая война не разгорится. Но и не пустить их тоже нельзя — вера пошатнётся мгновенно. А сделать как хочется и заткнуть всем рот — плохая идея. Цензура может повлиять на образование опасных протестных движений. У каждого выбора есть последствия. Всегда.
Иногда они (решения) бьют сразу, а порой — отзываются ещё более разрушительно, но спустя время. Редко, прям совсем, приносят неплохие морально-ресурсные дивиденды. Просчитать их сложно, но можно. Лишь поиски на глобальной карте подкидывают момент неопределенности: группы могут погибнуть рандомно или пропасть. Это, кстати, один из странных минусов. Скриптованная сюжетка — это как поездка по граблям. Пока все не соберёте, не пройдёте 😀
Решения ужасны и часто бесчеловечны? Да, но необходимы. Позволили людям удариться по религии? Теперь не удивляйтесь, что во время «часа Х» они захотят помолиться. «Закрутили гайки» и всех до рудников водите под конвоем? Готовьтесь к войне с сопротивлением, что видит в вас диктатора-узурпатора. И если поначалу придётся срывать лишь листовки с призывом задуматься, то в финале без отстрела протестующих на площади, увы, никуда.

Поиск и постройка паровых роботов — ключ к выживанию. Роботам не требуется еда, они не страшатся мороза и вкалывают 24/7
Религия, закон, рациональность (человечность) — выбор сложный и неочевидный. Каждый ответит на вопрос организации быта сам, опираясь на личные нравственно-моральные взгляды. Это-то и здОрово! Frostpunk хоть и заскриптован в сюжетной части полностью, но никто не мешает скатиться в сектантство или замотать всё ключей проволокой да заставить вышками с вооруженной охраной.
С первым гибельным морозом люди бросятся жадно выедать последние остатки человечности из того, что они когда-то называли обществом. Вам придётся остановить это… или возглавить. Даже первое прохождение игры, с выводом в конце по всем событиям, лишь печально констатирует: а стоило ли оно того? Конечно же, первый раз не получится сохранить общество «здоровым» (если вообще получится 😛 ) Но к третьей попытке результат будет.
Впрочем, работы предстоит много. Лжепророки, божьи служители, паникеры, мародёры, убийцы и палачи, прикрывающиеся законом — все они намного опаснее бури. Бороться с ними нужно аккуратно, ведь толпа легко внушаема в моменты настоящих испытаний. А можно планировать и лавировать… Вот без этих ненужных жертвоприношений, каннибализма, казней, боёв насмерть и прочего лютого ужаса типичного конца света по версии современной поп-культуры.

Древо развития от сценария к сценарию разнятся. Изучить его заранее не просто стоит, а жизненно необходимо. Хотя вы навряд ли угадаете, каких именно ресурсов в итоге будет не хватать
Технически, визуально и стилистически — без замечаний. Собственно, разглядывать графон некогда, да и мелочи не нужны — всё заменили умные графики. По эффектам и детализации проблем нет. Контента и заданий мало, да. Бедновата на истории, конечно же, но общего интереса это не портит. Есть только недосказанность по лору, т.к. картина мира мутновата. Не придираясь, в целом, события ясны.
А вот реиграбельность, увы, в Frostpunk действительно куцая. Одна сюжетная миссия и пяток приквелов-DLC. На этом всё. Развлечение часов на 20-30, но не более. (Хорошо, что хоть продолжение делать начали. 🙂
Зима не близко — она уже тут!
Несмотря на общую медитативность, Frostpunk реально адреналиновый выживач. Финальная буря — это одна из лучших кульминаций жанра на моём геймерском веку. Эпичное противостояния вашей хрупкой, но отлаженной экономики, с огромным бушующим чудовищем — безжалостной стихией!
«Заруба» происходит под крутецкий саундтрек, пока трескучий мороз заволакивает экран монитора и косит ваших горожан, а ресурсы катастрофически быстро тают. И холод всё злее и злее! Кажется, что это конец… И в самый жуткий час, когда даже воздух загустел от холода, сквозь облака продирается солнце, а по монитору побежали капли. О-оу! Будем жить! ლ(ಠ‿ಠლ)
Мультиплатформа: бог
Frostpunk доступна где угодно и кому угодно, хотя мобильная версия не является клоном PC или консоли (см. описание в топе поста). Учитывая, что это не шутер, клиент неплохо отработает на древних 2-х ядерных вёдрах и встроенных видеокартах, а если есть мало-мальски внятная дискретка, то и графон подтянуть не грех. Повыживать можно и на консолях. Текущий билд стабилен и почти идеален.
Итого…
Мало сюжетных вставок и лор подан жиденько — это одна часть проблем. Скромная контентная набивка и заскриптованность — это оставшиеся очевидные минусы, следующие из не менее скромного бюджета на разработку. Едва ли кого-то удастся удержать сложностью и режимом «бесконечного выживания» дольше, чем на 20-40 часов. А ещё по финалу присутствует гаденькое послевкусие некой «недоигранности»: мол, дальше будет лучше, но того самого «дальше» попросту нет. И это разочаровывает.
В целом, это не влияет на общее впечатление. Новый продукт 11 bit studios — образцовый выходец инди-индустрии с потрясающей идеей и достойной реализацией. Игрой ты действительно наслаждаешься, поскольку Frostpunk — это правильная комбинация суровых постапокалиптических игр выживалок и экономических стратегий. Абсолютно штучный продукт, пусть и с недовесом по контенту.
В отрыве жанров друг от друга вряд ли бы получилось что-то дельное. Но за рутиной застройки города и изучением игровых экономических проблем, всегда кроется морально-этические распутья. Они придают событиям весу и позволяют хорошенько поразмышлять о обществе, в котором мы все живём. Собственно, и победа ощущается немного по-другому… как-то даже слаще. Когда ты действительно понимаешь, чего она стоила этим людям.
Трейлер Frostpunk:
Всем привет!
Моим навыкам скрываться Бэтмен бы позавидовал, да? 🙂 Но как и любому супергерою (клавиатурному!), мне рано или поздно приходится выползать на свет. И я тут. Играю и пишу. Надеюсь, что надолго.
ЗЫ: Обслуживайте и лелейте свои игровые видяшки. Поверьте, без них очень плохо.
С Новым Годом!
карта пыхнула,?
Не совсем. Но понервничать пришлось 🙂
Эх….. уже нечего беречь…. встройка не для игрушек 🙁
С возвращением!!! Неожиданно конечно)))
Дискорд всё?? 🙂
Нет, конеш.С чего бы?
Один пост в год. Стабильность — признак мастерства!
😀 😀 😀 😀
Лудше бы не возвращался совсем
Тебя забыли спросить, что кому делать
Не хами додик
я правил сайта не нарушаю
Афтар деликатно умолчал про стоимоть игры с 1 картой. Бедненькие разрабы вынуждены каждый сценарий проават отдельно. Игра ниче, но это формальеое свинство
Какая такая стоимость? ой-хо-хо !
Ну не. На старте она не стоила дороже обычной индюшатины. Тем паче Frostpunk только при мне трижды раздавали бесплатно. Забрал на PC
куплю гараж
сц прошел на среднем уровне сложности, с 4 раза, почти изи. ИМХО для стратегии маловато выборов развития. Получается или религию раскачиваешь или закон, про человечность ьне слышал, может в допах она есть, где я играл нет. В любом случае перепроходить не хочется, вся игра за пол часа показана. Во второй части надо делать войну, желательно с роботами, иначе снова забирать халяву с егс )))
Человечность — нечто среднее, без перегиба. Она не именуется как-то, но точно есть.
Про войну: хорошая идея, только не думаю, что это реализуемо. Разве что экономические войны за ресурсы и сферы влияния. Можно было б ввести в релиз преступность — банды, кланы или группировки. Тогда можно было бы отыграть подсюжетные события в стиле «Острых козырьков» с переделом рынков и территорий, с перестрелками, предательствами и засадами ^^
Увы, фантазия фантазией, а реализация с интеграцией в геймплей — совсем другое дело. Ждём Frostpunk 2
Спасибо за ответ. Мне кажется Frostpunk 2 не станет больше и лучше. Новостей про миллионные бюджеты разработки не проскакивали, это всё ещё инди игорь))
Imho_ тропико лучше. Хотя бы компания не кастрирована
Наконец то вы начала писать. Из за вашего блога, начал вести свой игровой сайт
Успехов Вам!
Лежит халявой с егс, Сам конешно не отдал бы и ломаного пенни за стратегию, Но больно вкусно написано, вот думаю поиграть аль… как со смены приеду)))
Мобильная версия ещё не вышла