Ещё до того, как на разработку видеоигр стали тратить миллионы и почти все крупные студии перешли в 3D, разработчики первых хитов уже отлично знали, чем завлечь игрока и в каком направлении работать.
Наверно многие помнят две замечательных части Chip and Dale — платформеров по знаменитому мультфильму Диснея, вышедших на 8-битной консоли Нинтендо в 1990 году. На тогдашнее время это было одно из лучших приключений жанра. Но ведь мало кто заметил, что украшало игру не только привязанность к раскрученному мультфильму или по причине наличия очень качественной графики.
В хит-парад лучших 8-битная Chip and Dale попала почти целиком благодаря кооперативной игре. Это сейчас нам легко рассуждать о принципах и правилах (с верхушки-то прожитых лет!), а тогда [в 1990 году] разработчики одними из первых формировали верную концепцию кооперативных игр, по сути, обозначив целый список вещей, без которых тяжело сейчас представить любую кооп-игру.
Совместной работа — совместная награда
Большинство кооперативных платформеров были «плоскими». В них игроки взаимодействовали друг с другом крайне редко, а чаще всего просто сообща мутузили врагов. В Chip and Dale, в особенности во второй части, компаньоны мало того, что могли поднимать и бросать друг друга, так ещё и сообща становились друг для друга оружием, защитой или платформой. И предметы игрового мира в равной степени действовали на обоих, тем самым заметно рандомизируя игровой процесс.
Кооперативная игра подразумевает не только совместное избиение врагов, но и решение различных головоломок, наградой за решение которых будет ценная награда. И только сообща её можно получить — например, если два игрока пронесут пару ящиков до подозрительной дыры под потолком, а потом с импровизированной пирамиды один другого туда метнёт. В одиночку игроку туда не забраться, потому, что не предусмотрено. И это здорово.
В боевой механике кооперативное взаимодействие фактически обязано присутствовать. В Chip and Dale 2 если на боссе вам не удавалось получить снаряд для нанесения урона, всегда можно было швырнуть игрока, заведомо придав ему ускорения. Это конечно не обязательно было делать (да и соратники по геймпаду не особо приветствовали такие идеи 🙂 ), но такие «жертвы» изрядно разбавляли рутину сражений.
Пиком мастерства было вести огонь по врагу так, чтобы пущенный снаряд был пойман вторым игроком с другой стороны, чтобы пустить его снова в действие. Это мастерство мы так и не постигли, потому что если вовремя не нажать кнопку захвата, второй игрок (ловивший снаряд) получал урон/стан. И в 90% так оно и случалось 🙂
Должно быть весело!
Вы помните, как было забавно ухватить другого игрока и бросать его на кактус? Или как прикольно было оглушить своего же напарника, пытающегося первым ухватить «1 up», чтобы самому успеть к ныштяку?
Для справки: 1 UP — это 1 жизнь, или как в кругах тогдашней «школоты» его звали «контин», от английского continue — продолжить.

Мини-соревнование в баскебол. Кстати, если сыграть в ничью или не играть вовсе, то сундуки будут открывать сразу два игрока 🙂
Казалось бы, это такие мелочи, абсолютно не влияющие на игровой процесс в целом, но сколько забавных ситуаций они породили и каким ровным слоем теплых воспоминаний отложились в мозгу тогдашних геймеров. В Chip and Dale всегда было весело играть. Почему? Да потому, что это была чуть ли не идеальная кооперативная игра для тогдашней консоли. По крайней мере лучше я не встречал, хотя и мордобой в Battletoads & Double Dragon я всё ещё изредка поигрываю.
* * *
Chip and Dale — ярчайший представитель ранних аркад, заложивших целый фундамент под современные кооперативные игры. И спустя 27 лет игроделы не отступают от принятых в ней на вооружение концепциях, стараясь делать по-настоящему правильные кооперативные игры.
Саунд-трек для тех, кто хочет освежить воспоминания 🙂
Статьи играсана ставят уже в пример) почитайте коммент легион феникса
Я когда-то был преисполнен желания создать свою «виклю» про видеоигры. Ну там каждый термин разобрать, про жанры написать и т.п. Сейчас мне кажется я и за 10 лет не справлюсь 🙂
Ностальгии блог)
Еще похожие воспоминания по игре battletoads: как лупили друг друга, кто палку быстрее возьмет, кто дракончика осидлает быстрее, а второй уровень с канатами вообще бомба, когда один случайно в гирю превращался и скидывал второго?
Кстати, да. В Battletoads кооп был сумасшедший, если поставить игру «B» с уроном по другим игрокам 🙂
Арт в шапке крутой. Вот бы такую игру увидеь….