- Полное название: SOMA
- Дата выхода: 2015
- Локализация: текст
- Жанр: хоррор
- На чем можно поиграть: ПК, PS4
- Мультиплеер: нет
- Кооператив: нет
SOMA – это очередной леденящий душу проект от Frictional Games, разработчиков, уже не раз заставивших наши поджилки трястись от ужаса. Новая игра отправляет смельчаков глубоко-глубоко на дно морское, где и состоится спектакль ужаса с нашей персоной в главной роли…
Frictional Games я всегда уважал за их умение не поддаваться изношенным стереотипам и моде попсовых хорроров, а следовать своим идеям. Пока другие добывали «золото» на скримерах и графоне, эти ребята кроили глубокие игровые миры, с невероятной интерактивностью и просто феноменальной атмосферой. Отсутствие HD-текстур, они почти всегда компенсировали очень прочным сюжетом, в котором можно было буквально раствориться.
По тегам: SOMA , рецензия, хоррор, ужастик, обзор, отзывы
SOMA игра не новая для студии, в большинстве моментов даже слишком не новая, однако и тут без сюрпризов не обошлось. Разумеется, как приятных, так и не очень. Ну хоть скучно точно не будет! Если вы всё ещё не передумали, мы продолжаем экскурсию.
Что может быть страшнее бездны?
Проснувшись в собственной постели, главный герой игры неспешно собирается и отправился на процедуру экспериментального кхм… лечения. Да, он недавно попал в страшную аварию, где потерял очень близкого человека… К с частью (или уж как посмотреть) он выжил, но серьёзная травма мозга мучает бедолагу кошмарами уже достаточно давно. Единственное лечение – это экспериментальная программа, где ему и делают сканирование мозга.
— Это как сделать фотографию — чик и всё. – Ага, но индейцы верили, что фотография похищает душу. – Будем надеяться, что это не так *смеётся*
В ту же секунду, когда сканирование было завершено, ГГ просыпается в кресле абсолютно в другом помещении. Вокруг темно, сыро и не единой живой души. Напуганный до уср*чки, он выбирается из комнаты и начинает искать выход. Но всё, что он обнаруживает это череду страшнейших открытий, от которых у нормального человека крыша бы съехала во мгновение. Во-первых, он находится на заброшенной подводной станции, где-то под толщей океана. Во-вторых, местная агрессивная «форма жизни» в виде то ли роботов, то ли людей, непременно жаждет убить его. Дела казались бы абсолютно безнадёжными, но на связь выходит одна из «нормальных» обитателей соседней станции и обещает помочь.
Вот так, с изрядной долей тумана меж строк, почти как в кино, и начинается SOMA. Кто знаком с творчеством Frictional Games скорее не удивится, а обрадуется такому количеству пробелов в истории. И будет прав на все сто. Помимо того, что это знаменитый авторский след, так ещё и задел для умопомрачительного повествования. А чего подбирать слова: сюжет и история – это самая сильная сторона игры, которая, разумеется, будет подкреплена хоррор элементами, стандартной живой интерактивностью и атмосферой. Интригует, не правда ли?
Несомненно разработчики черпали вдохновение и с фильмов Ридли Скора. Органические наросты настраивают на нужный лад и как-то интуитивно готовят к худшему…
Когда есть ноги, но некуда бежать …
Игровая механика ожидаемо базируется на идеях из прошлых игр: вид от первого лица, полностью интерактивное окружение, на котором и строится часть задачек и взаимодействие с миром. Есть всё, чтобы говорить о схожести с Амнезией и Пенуброй. И это хорошо, поскольку именно этим достигается высокий эффект погружения в шкуру героя. Все, кто опасался ухода от стиля микродетализации и реалистичности к простым пряткам под кроватью, могут успокоиться.
Однако моментов, когда нужно что-то таскать и ставить, очень мало. Учитывая сеттинг, игрокам придётся больше ковыряться в замках, ремонтировать люки и «давить внутреигровую клаву», пытаясь подобрать пароль к шлюзу. Это, конечно же, не отменяет вовлеченности игровой физики в прохождение, но и ждать чего-то больше, в принципе, не стоит. Зато задачки стали интереснее. Особенно те, что завязаны одновременно и на физике, компьютерных системах, сборе механики и отладке глубоководного оборудования.
Знакомая игрушка, правда? 🙂 А ещё в SOMA можно найти отцифрованный цветок из Cradle.
Это, по-моему, как раз-таки то, чего так не хватало в Alien: Isolation. Игрок в SOMA гораздо больше времени проводит, копаясь в технике и пытаясь заставить работать то интерфейс ОС, то технику, предохранители, сливы и прочее. Если вы хоть раз смотрели что-то наподобие «Бездны» или же «Сферы», вы будете просто в восторге от механики и взаимодействия с ней. Ах… этот шлюз, балансировщик давления и детально проработанные замки герметизации… честно, чуть ли не мурлыкал от удовольствия, открывая и закрывая их.
Интересно: ранение в игре сопровождается своего рода эффектом 3D плёнки, который изрядно напрягает глаза. Избавиться от него, увы, можно только вылечившись.
Разумеется, какой хоррор без «нечто», бродящего по переборкам и сырым каютам. Враги в игре вписываются в механику почти также, как и в прошлых творениях Frictional Games, то есть, почти идеально. Зонирование и места отлова вас, почти не выделяются, что создаёт напряжение даже во время просмотра компьютерных меню и работ с инструментом. Разумеется, такого эффекта «охоты», как был в Alien: Isolation, нам не видеть. 50% игровой зоны не служат охотничьими угодьями. Справедливости ради, стоит добавить, что вы вряд ли с ходу узнаете, где вам ничего не угрожает и где лучше вести себя тише.
Угрожающий силуэт этого «нечто» на скриншоте, пришел на шум. Я совсем случайно уронил какую-то дребедень. Стоял уродец долго и вот так пялился во тьму…
Твари все разные, все они действуют по-своему усмотрению и имеют индивидуальные особенности поведения. За всю игру можно насчитать около 5-6 врагов с разными особенностями, что согласитесь, уже небольшой прорыв. Впрочем, повторюсь SOMA — это грандиозная по масштабу игра, чем всё ранее выходящее. Не могу удержаться от замеров: она точно длиннее классики может на треть, и в два раза продолжительней «Машины для свиней», если, разумеется, пойдёте вы своими силами, а не через прохождение.
Опыт дал своё – атмосфера божественная. Разработчики сумели сделать то, что в других играх им почти не удавалось – добиться безупречного погружения в их виртуальный мир, с последующим стиранием границ. Этому способствует не только чрезмерно фанатичная микродетализация окружения, учитывающая практически все мелочи — каждый миллиметр игрового пространства не обделён вниманием разработчиков. Даже, казалось бы, в самых мёртвых местах, куда среднестатистический игрок не заглянет почти со сто процентной вероятностью (туалет, под кровать, кусты) разработчики прячут предметы и действия.
Пример: в начале игры, когда вы приедете в офис, откройте окно и посмотрите что происходит снаружи. Можно ждать чего угодно, но не симуляцию улицы, где ездят авто, ходят люди и летают птицы. Вопрос: для кого всё это? Ответ: для меня. Я ничего и никогда не пропускаю 🙂
Нет, это не обработка и не арт. Водоросли и вода правда такие красивые.
На большего восхищения, конечно же, достойно окружение и декорации. Всё, что нарисовано и изображено – это реалистичная и логичная часть мира, соединяющаяся в себе полностью рабочую симуляцию. Двери, люки, жилые помещения, стены, переборки, живность в воде, панели и программы на компьютере – всё это проработано на высшем уровне без поблажек и халтуры. И это не просто набор условных текстур, выливающихся в уровень-сафари, это целостный и главное – логичный кусок виртуального мира, пытающегося не быть таковым. Создано всё опираясь на целесообразность происходящего и натуралистичность, отсюда и такой долгоиграющий эффект «вау».
Это, без преувеличения, самый реалистичный подводный мир, который мне только встречался. Круче было разве что у Жака Кусто в батискафе. Почти что кожей ощущается ледяная вода. Не удивляйтесь, что в какой-то момент вы поймаете себя на мысли, что тоже иногда вместе с ГГ задерживаете дыхание или больше чем обычно наполняете свои лёгкие воздухом при спуске воды. Это нормально. В этот момент обычно и доходит, как же классно скроена игра.
Господи, как же круто выглядит и открывается эта дверь…
Условности, разумеется, есть, но по сравнению с другими играми, SOMA кажется невероятно натуралистичной и правдоподобной. Плотность детализированных и динамичных объектов в ней просто-напросто зашкаливает, а то, как это вяжется с историей и вообще происходящим — завораживает.
Последний штрих, ставший для меня апогеем восхищения – неразрывность повествования. Никаких загрузок, шкалы и черных экранов меж уровней, да, собственно, и уровней-то в ней нет никаких. Если вам нужно погрузиться на огромную глубину — будьте добры позаботиться обо всём, а потом честно провести эти 10 минут погружения, глядя на небольшой индикатор, отображающий метраж. Это настолько сильно укрепляет уверенность в собственном существовании под водой и на бешеной глубине, что порой невольно перехватывает дух, когда из мрака вдруг пробивает свет новой станции, к которой ты так долго плыл. Черт! Готов поклясться, что во время падения давления, у мну самого чуть не пошла носом кровь и уши не заложило. Вот ей богу!
Жить в сплошном кошмаре и одному или… умереть. Вы готовы решить, что лучше? Иногда сюжетные повороты способны вводить в состояния ступора, настолько суровые темы всплывают время от времени.
Изрядную долю в консистенции SOMA’вской атмосферы вносит и тот ужас, который творится под мутной и выскодетализированной водой. Твари, бродячее и непонятное «нечто», морские хищники, постоянный страх не выйти из закрытой станции, и, разумеется, полная неизвестность – всё это успешно давит на нужные области мозга, заставляя часто вытирать потные ладошки под учащенный пульс.
Игра безусловно напугает, но сделает это не так, как мы привыкли – через дешевые скримеры и громкие звуки. Она медленно будет сводить вас сума, давить холодными стенами замкнутых помещений. Конечно, монстрам и пряткам будет отведено не так много времени, но будьте уверены, вы их никогда не забудете. Очень интересный элемент: вы не знаете где тварь, но точно знаете, что она бродит рядом. Это сводит с ума, собственно, как и в классической Amnesia.
Выйдя в океан и сбежав от того, что осталось позади в переборках станции, почему-то не чувствуешь себя в безопасности. И это правильно.
Визуально проблем у SOMA немного. В основном: за фильтры при ранении, муть в воде, и ещё парочка мелких косяков. Конечно же, из-за попытки и дальше доить старый движок, не получается стать в ряд с самыми красивыми играми года, но и ударить в грязь лицом тоже. Игра на вид приятная, как и положено — холодная и мрачная. С высокой детализацией она смотрится привлекательно и натуралистично, но, увы, оптимизация опять подводит. Даже на консолях фпс нещадно опускается до границы, когда глаз начинает бунтовать, видя задержку. Впрочем, это не шутер и реакция нам тут не нужна… ну почти не нужна. Поэтому и 30 кадров можно назвать играбельными. Зато есть хорошие новости для всех, кто ещё не успел потратиться на железо. Если опустить настройки, то можно запуститься даже на допотопном железе.
Итого…
При оценке SOMA первым делом нужно задаться вопросом: кто вы есть? Если вы – фанат добротной классической фантастики про пугающие пучины морские и невообразимое «нечто», с непонятным мотивом пытающееся вас убить, то ваша персона скорее будет в восторге, чем снисходительно заявит: «могло быть и лучше».
Если вы больше цените классические ужастики, погони, прятки и скримеры – тогда последует второй вариант. Но в любом случае эта игра оставит свой отпечаток на каждом, кто готов проявить настойчивость и усердно биться за жизнь, бросив вызов глубинному ужасу и тем трудностям, что лягут на пути. В награду вас ждёт сногсшибательная концовка, способная породить целый вихрь философских размышлений.
Игра стоит каждой копейки, потраченной на её покупку. И будьте уверены, что если вы цените жанр и обожаете игры от Frictional Games, то SOMA превосходно впишется в коллекцию хорроров и станет её отличным дополнением.
P.S. Отвечаю на вопрос в начале обзора: что может быть страшнее бездны? — Оказаться её частью, и так и не узнать об этом.
Трейлер SOMA:
Меню :
«Если вам нужно погрузиться на огромную глубину — будьте добры позаботиться обо всём, а потом честно провести эти 10 минут погружения, глядя на небольшой индикатор, отображающий метраж. » позаботиться обо всём-нормально,но вот 10 минут погружения описаны как настоящий кошмар и крайне большой перегиб с реализмом 🙂
хех. ну справедливости ради, эти десять минут скучать не придётся. Будет диалог, за которым спуск идёт куда быстрее и интереснее.
Амнезия по мне самый лучший хоррор, но Сома больше погружает атмосферой))) А вот с взаимодействием стало похуже, помню как в амнезии приходилось тащить огромные шестерни чтоб механизмы заработали, в соме же более скудно это. Но начало впечатлило, даже в комнате убрался перед уходом) Больше всех понравилось это то как развивается сюжет. В сравнении с alien isolation или той же амнезией, ты не бродишь наворачивая круги по одним и тем же локациям. Как только я ловил себя на мысли: «Что то я здесь долго нахожусь, неужели это всё что даст игра?», тут же что то происходило дополняя, затягивая в гемплей)
Вот именно, атмосфера… С упоением закончил игру и почему-то хочется ещё)
Такие моменты негативно влияют на реиграбельность. В первый раз, может, и интересно, но если вдруг захочешь перепройти любимую игрушку: такие вот долгие погружения и поездки испортят первоначальное впечатление и отобьют желание на повторное прохождение.
Да, возможно, но первое прохождение будет лютым
Такие игры не расчитаны на повторное прохождение. И любимю игрушку ты проходишь потому что любимая, а не потому что реиграбельная
Ждал от игры больше «бу», но и в таком формате она мне нраица :3
Сюжет бощшкеснос конечно
в амнезии никогда бу не было, чего вы там ждали черт его знает. Это как в калл из тюти ждать прокачку как в рпг
Зачем тогда писать что это хоррор?
«Визуально проблем у SOMA немного. В основном: за фильтры при ранении, муть в воде, и ещё парочка мелких косяков»
Автор, поясни, какие «фильтры», какая «муть»? Ты вообще когда-нибудь погружался и пытался смотреть ?
хех, ещё как пытался и смотрел) Ну может не на пол киллометра, но было дело)))
Впрочем, всё верно, надо пояснить: фильтр при ранении — искажение картинки в виде 3D плёнки. Муть: на нижних уровнях иногда активируется подозрительно нелепый фильтр. Игра то показывает детально просматриваемую местность под водой но шаг в право, как всё меняется.
Всё это чистая вкусовщина. Меня это нисколечки не трогает
Спасибо за обзор! Отдельная благодарность за безспойлерный текст. Игра и правда потрясающая, затягивает очень даже
Мне такие игры противопоказаны. Не люблю понапрасну напрягаться и вечно везде искать двойное дно. Меньше загадок — больше бродилок, тогда забираю. А так селями, то есть селяви ^^
Тоже сомневался, но потом понял как ошибался. Дай игре шанс и она покажется себя. Придётся в начали потерпеть, но потом всё только по высшему разряду. Очень хорошая фантастика, как кино смотрелась
Сома нифига не хоррор, но интересная :)))
SOMA — Безупречная в плане атмосферы бродилка. Не хоррор, и не пугает, но и не нужно. От серьёзных тем, поднятых с засохших вместе с кровью диалогов, волосы сами на спине шевелятся. Однозначно зачёт, мастхеви как там сейчас школьники говорят — «10 глубоководных безумий из 10». Автору конфетку, хорошая рецензия и очень своевременная. Буду к вам заглядывать теперь чаще- во @_@
Хорошая игра, обломало только то что ГГ — мудак.
Почему же он мудак? Из-за последней сцены?
Хде это он, простите, мудак??
Вот бы так Систем Шок переиздали… Я б от радости всё кресло обосцал бы ^^
ЗЫ: спасибо за рецензию, почти ничего не утаил. Написано совсем неплохо) видно, что автор «рубит тему», хоть и не проф.писака.
ЗЗЫ: Фанам амнезии не покупать, игра специфична и раскрывается через повествование, а не через бабаек
В целом игра годная. Удручает только наличие монстров. Зачем они вообще, когда есть атмосфера в ЛОР, сюжет интересный и вообще не скушно? Неужто хоррор теперь — это всегда орущие нечто и кровати, куда от них можно прятаться?
Какое же всё таки гавно это ваша сома Что амнезия что пинумбра. Всё гавно. Самый лутший хорор это сайлет хил и резиден элив
Браво! Вы — кретин. Медали не дам, просто знайте
я так понял, на концовку не влияют решения, принятые по ходу игры? ну там копию свою на омикроне в живых оставить, и НИУ если не убивать?
Абсолютно верно
Потрясающий сюжет. Приторчал от игры во всех смыслах, пошел бы и второй раз если бы там можно было как то переиграть историю и сделать всё по другому . Очень рекомендую , но хоррора не ждите . Бродилка в чистом виде
Нееее Амнезия куда круче. Там хотя бы нет картонных монстров. Сюжет соглашусь неплохо но этого мало для хорора
Мало? ИМХО предостаточно, чтобы сделать знакомство незабываемым. И когда монстры стали неотъемлемой частью ужастиков, без которой вы ужасаться уже не можете?
Годная игра, самое оно после амнезии побродить
Всегда покупаю игры от Frictional Games и ещё не одна не оказалась проходной. Прям таки золотой лимит доверия у меня к ним. А СОМА просто великолепна, хоть и мало монстров, но атмосфера тащит за троих. Советую поиграть всем
Оличная игра, атмосфера погружает, столько же впечатлений как когда то было от староой доброй и запавшей в душу игры Анабиоз: Сон Разума. Редко такие игры выходят.
Не лучше Амнезии, но точно лучше всего того ширпотреба из стимов, что называются хоррорами. Глубокая история -самый жирный плюс. Атмосфера суперска . Кто думает покупать или нет -берите без сомнений