- Полное название: Stronghold — Цитадель
- Дата выхода: 2001
- Локализация: Полная
- Жанр: Стратегия
- На чем можно поиграть: ПК
- Мультиплеер: Директ, Итернет, Локальная сеть
- Кооператив: Нет
Stronghold (Цитадель) – историческая, военно-экономическая стратегия в реальном времени вышедшая в 2001 году, разработчик — Firefly Studios. В этой легендарной игре мы будем строить большие и по возможности неприступные замки, будем защищать их или же штурмовать вражеские, параллельно организовывая экономику и поднимая авторитет своего Лорда в народе.
Из грязи в князи
Англия, средневековье, король в плену, а страна разрывается на части от гражданской войны. Организовывая переговоры ,ваш отец и ещё несколько знатных вельмож пытаются прекратить междоусобицу, но терпят фиаско. Группа неизвестных перебивает всех, и только ваш, весь израненный герой, чудом спасается. На полуострове Корнуолл, нам предстоит собрать всех оставшихся преданных королю людей и возглавить войну против алчных баронов, как пирог поделивших, вашу любимую родину. Месть? Месть!
В сюжетной части игре у нас есть четыре главы, по одной на каждого барона — Герцог де Пюс, Герцог де Трюф, Герцог Борегар и Герцог де Вольпе. Забавно, как разработчики животными прозвищами, хорошо передали характер всех злодеев. Крыса ведёт себя очень трусливо, постоянно боится всего, да и забрало (подвижная часть шлема, защищающая лицо) у него в виде крысиной морды. Кабан, как можно догадаться, будет жирным, вечно, что то жрущим, да ещё и похрюкивать будет!
Не трудно догадаться, кто на картинке крыса, а кто кабан.
Змея, конечно же хитрожопый, постоянно пытается, как говорится, и рыбку съесть и косточкой не подавиться. Играя, нужно иметь это в виду, ну, чтоб неожиданностей не было. Волк – матёрый злодей, суровый такой. Хорошо знает, что делает и попросту угрозами не бросается. Забрал себе самые лучшие земли, так же является в негласным вожаком всей четвёрки. Постоянно будет сравнивать вас с вашим погибшим отцом, сражения с ним самые масштабные и кровавые. Это так, к слову.
Милорд на все руки
Stronghold — это военно-экономическая стратегия во всей своей красе. Пожалуй, одна из самых проработанных исторических RTS того времени, да если честно и сейчас даст прикурить большинству. В равной степени в игре присутствую две основные составляющие геймплея — экономика и война.
Под экономикой понимается почти детальная организация строительства замка и его обороны, а также питание и снабжение — оружием, материалами (пивком!). Военная заключается в командовании большими армиями, штурмом замков и крепостей, с применением почти всех знаменитых осадных орудий того времени.
Падает популярность? Тогда пришло время откармливать народ…
Практически в начале каждой миссии мы сначала строим главное здание — место, где будет жить ваш Лорд. Потом амбар — хранилище для еды и склодовые места, куда будут ссноситься ресурсы. Кстати, наш герой очень даже неплохой воин, даже в нечестной схватке он с лёгкостью раскидает десяток простых бойцов, а вражеские стрелы ему практически нипочем и всё же рисковать его жизнью не целесообразно, хотя на первых миссиях им можно легко отбиться от диких зверей (Волков и медведей).
Рядом с жилищем лорда появится – склад (место, куда рабочие будут складываться все не съестные ресурсы) и костёр, возле него будут собираться не занятые безработные крестьяне. Его можно расширять, причем совершенно бесплатно, лишь бы места хватило. Строить, в принципе, просто, главное все делать во время, глубокий ров не нужен вам сразу, лучше собрать побольше еды. Управление юнитами стандартное для стратегий, контролировать даже большие армии вполне комфортно.
Мультиплеер в stronghold:
Сетевые баталии для меня, стоят на первом месте, хотя и одиночку я с радостью прошел. Представьте, как армия неприятеля под управлением профессиональных игроков будет штурмовать вашу хорошо укреплённую крепость. И это не вялые битвы с искусственным интеллектом, в которых AI отдаёт на растерзание отряд за отрядом.
Это настоящие войны на выживание, тут как говорится, все средства хороши. Будьте готовы, что ваш замок сожгут, закидают чумными коровами или оставят вас без провизии и тогда голод будет намного эффективнее тысячи солдат.
А сколько уровней защиты вы готовы застроить, чтобы не дать другим пробраться к вашим закромам?
Но вам, никто не мешает создать многоуровневую защиту и автономную экономику. Один мой знакомый, заливал весь замок смолой, и когда битва складывалась не в его пользу и вражеская армия уже маршировала по улицам его города, направляясь к главному зданию, он просто поджигал всё, устраивая настоящий ад для армии неприятеля. Выиграть таким образом не получится, но уйти красиво – в самый раз!
Даже после выхода третьей части, я продолжаю играть именно в эту. Даже не в крестоносцев, а именно в цитадель. Раз за разом проходя компанию и уделывая в сетевой игре своих друганов, что также не прочь вспомнить детство.
Быт в stronghold
В Stronghold очень интересно наблюдать, как средневековый люд вкалывает. Каждый работник выполняет определённые действия, что анимируются небольшим роликом на его рабочем месте: охотник выслеживает добычу, пекарь готовит хлеб, трактирщик потчует народ пивасом, а придворный шут бегает и дурачится, забавляя простых людей.
В игре очень непростая многоэтапная система производства товаров. К примеру, чтобы собрать полностью вооруженного рыцаря (самый сильный юнит в игре) нужно сначала добыть железо, выплавить из него броню и оружие, сложить их в хранилище, построить казарму для обучения. Для этого нам понадобится минимум пять зданий: плавильня, казарма, оружейная, мастерские брони и оружия.
Волков в этом задании можно забить своим лордом. Когда первый раз играл, так и поступил. Тактика, а ч0?
А для выпечки хлеба (самая лучшая еда в игре) нам понадобится сначала вырастить пшеницу, сделать муку и уж только потом испечь сам хлеб. Конечно, можно и обойтись без рыцарей и хлеба, в игре полно других ресурсов и юнитов. Выращивая много яблок и сыра можно обойтись и без хлеба, а наточив простых копий можно легко создать отряд простых копейщиков без защиты, вот только они не мечники, а фрукты с «мышиным» лакомством — не еда.
Ведь чем лучше вы кормите своих верных слуг (или больше), тем больше счастья в вашем королевстве и значит можно повысить налоги и собрать больше золота! А от количества золота зависит размер и качество вашей армии. Улавливаете схему?
Но поднимать счастье народа можно не только хорошим питанием. Есть ещё ПИВО! Настроив кабаков, можно значительно поднять общее счастье, а значит и планку налогов. Для того чтобы узнать, насколько счастливы ваши подданные нужно обратиться к писарю. По его выражению лица легко понять обстановку. Если популярность упадёт до нуля, советник, скривив рожу, а после скажет, как простолюдины относятся к вам. А если понажимать на простых работяг. То они с радостью расскажут, что им нравится, а что нет.
Редактор карт:
В игре присутствует продвинутый редактор, с помощью которого можно создать любую карту, даже для мультиплеера. (Один из первых игровых редакторов, в которых я копался, очень функциональный) После прохождения игры есть чем заняться. Я лично построил большую крепость, на которую натравил многотысячную армию, и смотрел, как мои верные подданные умирают, но защищают моё творение. Ещё та забава!
А что, еды больше не будет милорд?
За шикарную локализацию стоит отдельно поблагодарить 1С. Музыка, звуки и голоса в игре просто шикарные. Сидишь, слушаешь, как твои человечки таскают дерево и доят коров, дети бегают резвятся, солдаты маршируют, а напившиеся горожане рыгают по всему замку – ну прям «средневековое средневековье».
Помимо игрового процесса, звуковое сопровождение добавляет не меньше положительных эмоций, которые только усиливая эффект присутствия. Сколько раз мне доводилось слышать сигналы по смс с речевками из игры.
Осады замков в Stronghold:
Ну, эта игра изначально создавалась для того, чтобы кто-то строил замки, а кто-то их захватывал или разрушал. И главное это – осады и штурм! В Stronghold можно построить совершенно любой замок, какой только пожелаете. (благо движок в этом плане очень гибкий) Возможности ограничиваются только вашей фантазией. Хочешь, построй свою цитадель на вершине холма с тоненькой тропинкой к нему, залей подходы смолой и сожги неприятеля, когда тот ступит на неё.
Или окопайся так, что и тысяча солдат не сможет перейти ров и останется лежать под стенами вашей крепости. Осыпай противника градом стрел и камней, лей на голову горящую смолу. Уничтожай осадные башни, сбрасывай карабкающихся по лестницам врагов. Развлекайся, как делали это средневековые Лорды!
Экономическая компания и миссии.
Помимо войны в stronghold есть и чисто экономическое прохождение и задания. В которых вам для победы, предложат добыть некое количество ресурсов. Из главных трудностей в этом режиме будут: пожары, засухи, болезни скота и посевов, бандиты.
Экономическая сюжетная линия, на самом деле, очень трудная, что бы пройти её даже на стандартном уровне сложности нужно хорошо понимать концепцию игры и отменно распоряжаться первоначальными ресурсами. Она больше сделана для миролюбивых игроков.
Если построить замок в свободном режиме, то на пустых стенах и огромных сторожевых башнях можно встретить призрака без головы, который шныряет туда сюда пугая народ и стражу. Забавно 🙂
Итого…
Firefly Studios – создали шедевр, успех которого и до сих пор никто не может повторить (даже они сами). Среди средневековых симуляторов строительства замков и войны, Stronghold без преувеличения держит пальму первенства по сей день, постоянно выпуская продолжения к своему детищу. Stronghold crusader, stronghold extreme, legends, stronghold 2-3. Они не такие успешные, но почти в каждом есть что-то особенное.
Первая часть этой знаменитой серии игр перевернула представление об исторических стратегиях в целом. Для меня она стоит в одном ряду с Варкрафтом, Старкрафтом и «Цивилизацией». Если вы любите стратегии, то не проходите мимо, приятное время препровождения гарантированно, а таких классных осад замков нет ни в одной другой игре. Не смотря на устаревшую графику, геймплей игры по прежнему увлекает.
Трейлер
Я эту игру решил скачать сразу после прочтения.Хоть бы пиратки начали,блджад,работать лучше,чем у меня сейчас с пятой цивилкой.Но с цивилизацией например некорректно сравнивать,так как стронхолд-военно экономический симулятор города в реальном времени,а цивилизация-глобальная стратегия в пошаговом режиме.