Статья эта больше энциклопедического характера, однако и в таком формате будет полезна тем, кто уже хоть что-то знает о MOBA, но хотел бы окончательно разобраться в тонкостях и больше не бегать по «вики», когда в графе жанра очередной новинки появится злосчастная приписка.
Откуда взялась MOBA?
Родилась MOBA не в головах прожженных геймдизанеров или именитых игроделов. К удивлению многих, жизнь MOBA-играм подарил всего один человек, причем не связанный с профессиональной разработкой игр. Он создал обычную модификацию на популярную стратегию Warcraft 3, использовав основы карты Aeon of Strife из SC и открытый редактор карт. И уже спустя год модификация «уделала» по пику онлайна чуть ли не треть сетевых и мультиплеерных соревновательных игр всех вместе взятых.
⇒ Термин: MOBA — Multiplayer Online Battle Arena, что дословно переводится как «сетевая многопользовательская боевая арена».
По тегам: что такое MOBA, моба, описание, дота, жанр
Далее была череда скандалов с авторским правом, ведь мод был создан для Warcraft 3. А Близард, когда поняли, что популярность этой модификации в скором времени затмит всё, что они когда-либо создали, начали «выяснить отношения» с создателем. В конечном итоге все разругались и расползлись по своим углам, и со своими собственным версиями первой MOBA. Однако правила именно этого мода легли в основу жанра, породившего уже десятки популярнейших (и не очень) игр.
Что такое MOBA?
Изначально MOBA была представлена в виде тактической изометрической, чисто командной сетевой игры с незначительными элементами ролевой. На фиксированном поле боя (арене) игроки в командах сражались друг против друга, стараясь сломить защиту противника в виде башен и некого трона-крепости, но при этом делали это сообща.
Неотъемлемой частью каждой MOBA-игры является наличие «линий» — симметричных дорог, ведущих от трона к трону. По ним с небольшим интервалом выходят так называемые «крипы» — создания под контролем ИИ, атакующие всех вражеских юнитов/героев/строения в радиусе обзора и двигающиеся к вражеской базе. Сражаются они всегда без мозгов и до смерти, выступая в роли массовки, источника опыта и золота.
Важной особенностью MOBA-игр можно назвать и разнообразие игровых персонажей — героев. Каждый в отдельности представляет свой класс: поддержку, танка, ДД, лекаря и т.п., но при этом ни один герой не повторяется. Все они по-своему уникальны и каждый имеет свои слабые и сильные стороны, которые игроки и комбинируют для достижения победы.
Дота 2 сейчас абсолютный лидер по количеству игровых персонажей.
Территория разбита на зоны: лес — место, где убив нейтральных мобов можно собрать опыт; босс-зона — место, где находится босс, за убийство которого дадут не только опыт, но и что-то полезное; ключевые места — торговцы, задачи и цели, которые нужны для усиления героя и выполнения неких условий, помогающих приближать сладкий миг триумфа.
Побеждает именно та команда, которая первой сломает трон на базе врага или соберёт больше очков, сломает больше строений и т.п. Всё зависит от конечной игры и правил, но, как водится, трон есть везде.
Какие бывают «МОБА»?
Фактически, MOBA-игрой сейчас нельзя назвать лишь ту, которая выполнена в изометрическом виде и с типичными правилами а-ля Dota. Хотя, если посмотреть на ТОПовые, то большинство из них по-прежнему остаётся с упором на классику — меняя чуть-чуть правила, но при этом не сильно отдаляясь от задумки создателя.
Хорошим примером игры с «элементами MOBA» можно назвать Battleborn.
Однако жанр постепенно эволюционирует и ожидаемо просачивается в другие соревновательные игры, создавая целый ворох поджанров. Так, например, нынче набирает обороты поджанр экшен-MOBA, в которых знакомые правила натягиваются на сетевой шутер или слешер. В итоге есть тот же трон, герои, крипы и линии, но нет изометрии и чуток изменены правила победы, да и геймплейно игра ощущается абсолютно иначе, ведь игрок теперь не видит поле боя с высоты птичьего полёта.
Paragon — это яркий пример экшен-MOBA. Вроде бы и шутер, а вроде бы и MOBA…
Фактически, есть несколько видов MOBA: «классические» — выполненные в виде Dota, по тем же правилам и с такими же механиками; «экшен-MOBA» — в них игровой процесс искажают и подмешивают к жанру командных сетевых шутеров или слешеров; «с элементами MOBA» — это когда для самобытной игры берутся несколько ключевых особенностей MOBA, но при этом она остаётся в своём стиле и жанре.
Почему жанр MOBA так популярен?
Пощупав лично большинство подобных игр (если не все), я абсолютно точно могу выделить несколько важнейших моментов, которые сыграли свою роль в захвате абсолютного ТОП-1.
⇒ Универсальная командная игра: это первое, что делает MOBA-игры таким популярными. Один игрок может играть хорошо и даже побеждать целую группу, но если команда не будет действовать слаженно, то отдельное мастерство отдельно взятого индивида никогда не спасает партию. Только совместными усилиями герои начинают правильно использовать свои способности и сильные стороны, чтобы доминировать на поле боя.
⇒ Разнообразие: несмотря на всего несколько видов карт и не меняющиеся правила, MOBA-игры позволяют экспериментировать чуть-ли не ежесекундно. Как правило, игрок сам выбирает таланты, стиль и предметы, которые буду определять его роль в бою. При этом связки героев и их умений исчисляются тысячами, а значит и игровых стратегий в конечном итоге будет невероятно много.
Вместо покупки экипировки, в Heroes of the Storm игроки могут выбирать различные таланты. В итоге каждый герой получает чуть ли не по 2-3 различных подкласса.
⇒ От простого к сложному: управление в привычной MOBA не вызывает трудностей даже у новичка: игрок водит героя по полю боя, атакует врагов выходит из-под огня и распределяет очки опыта. Начать играть может каждый — даже тот, кто не обладает талантами профессионального геймера и «киберспортсмена».
Однако нет придела совершенству. С ростом опыта игрок всегда может стать быстрее, смертоноснее и эффективнее. Обыграть своих оппонентов при помощи необычной стратегии, отточенного микроконтроля или безупречного командного взаимодействия. Конечно же, большой ассортимент героев и десятки активных талантов заставят проводить за игрой невероятное количество часов, совершенствуя свои навыки. Но именно поэтому почти на любую MOBA всегда находится целая армия фанатов, готовых делать это денно и нощно
⇒ «Быстрее, выше, сильнее!» Как не странно, но именно MOBA-игры изо всех сил пропагандируют спортивный подход. Соревновательные режимы, рейтинговые матчи, организация кланов и команда, титулы, турниры с астрономическими суммами — всё это затягивает даже далёких от кибер-спорта игроков и заставляет их сутки напролёт проводить время в боях на одних и тех же аренах.
На The International 4 призовой фонд составил $10 931 100
Нет, это не выступление популярной рок-группы. Это всего лишь обычный чемпионат по Dota 2, на который пришло посмотреть людей больше, чем на ту самую рок-группу.
* * *
С каждым годом популярность жанра MOBA только растёт, особенно в Азии. А это значит, что всё больше современных игр станут экспериментально скрещиваться и мешаться с излюбленными миллионами игроков MOBA-механиками. И в этом нет ничего плохого, ведь в том, что когда-то изобрёл обычный геймер и правда есть нечто потрясающее.
Спасибо, что просветил. Интересная статья. «Вон оно чё…»)))
И уж извиняй, но в первом абзаце, так сказать, главы «Что такое MOBA?» напечатано:
«..друг против другом..» — это хитрый способ оба варианта написать?))) Но, судя по контексту всего предложения, наверняка «против друга»))
Спасибо) Ты как всегда на страже мой грамотности 🙂
Абсолютно не за что!))) Меня (чаще) и так всё устраивает, если , конечно, «не режет слух». Но блог читают по всей России и не только…)))
Это правильно. Я часто ошибки не вижу, ибо за сутки текста проходит оч много. Потом перечитываю и правлю, но иногда забываю.
Респектую трудолюбивому автору за не раздражение!))))
>The International 4 призовой фонд составил $10 931 100
Да уж…
#Обычноедело
Дота нынче абсолютный ТОП1
Всё равно мне кажется эти игры примитивные. Как сутками в это играть можно я не представляю
Ох Warcraft^_^ а завтра ещё на фильм схожу) сколько вообще воспоминаний, до сих пор стоит гарена с вариком
Гарена актуальности не потеряла. Хотя бы ради Path of exile поставить стоит
Не переношу жанр моба из-за однообразности! не моё это)) но когда-то играл в варике 3 в доту, когда это в новинку было)
Да-а… и гарена у всех стояла 🙂
Для несведущих или упустивших разъясните, пожалуйста, шо за таке «ГАРЕНА»?)))
дотка игра на века
Никогда не играл в жанр MOBA и не собираюсь.
Но статья интересная.
Спасибо. У матросов не вопросов «‘_'»
Играсаныч у тебя устаревшие сведения, в прошлом году уже был 5 интернешнл и призовой был у него 17 толи 18 лямов, а в этом году возможно рекорд снова будет побит, и насчет лидерства по количеству героев правилбнее будет выделить лол!
Спасибо за инфу. Я просто особо не слежу за киберспортом, по викли посмотрел сумму и запостил.
Мир сошел с ума… Как эта фигня может нравиться милионам людей? Ну ладно там Ведьмак3 большая, красивая и интересная игра. Но это…
Что такое MOBA все знают. Таких игр миллион сделали и в каждой новой суют эти элементы. Честно задолбала в доску
Интересная статья, спасибо ! Теперь хотя бы буду знать, что лучше никогда не включать
Вот так, один мод положил начало самой дорогой кибер-дисциплине в мире. Когда нибудь может и сам решусь посмотреть, во что половина Азии рубится днями и ночами )