black-white-2-logo

Black and White 2: Пс-с, парень, не хочешь побыть богом?

Когда я в первый раз стал богом, моя огромная вездесущая длань почти не слушалась: дома горели, крестьяне летали по карте от «несчастных случаев», а сбор ресурсов частенько приводил к ужасным катаклизмам, уносившим жизни ни в чем не повинных людей…

Да, это было очень давно и мне тогдашнему «божья работа» давалась невероятно тяжело. И было сложно учитывая даже внушительный опыт и то, что за плечами была полностью пройденная Rome Total War и DoW, и ещё десяток других крутых RTS. Какое-то время помню даже играл профессионально в Warcraft 3 — на время и против задротских корейцев. Но Black and White 2 была абсолютно другой.

Богом на полставочки

Полная свобода действий — как на войне, так и в развитии, — сводила на нет все ранее заученные жанровые штампы и тактики. Это было странно: какое-то чудовище, которое надо учить и кормить; народ, вечно ждущий от вас помощи и ничего без вмешательства извне не делающий; огромная и нелогичная ветка развития и строительства, полная странных конструкций сомнительного уровня полезности; ещё и упёртые враги, шныряющие с самого начала игры под стенами.

Глаза просто разбегались, а руки не знали, за что хвататься первым… Но ощущения, признаться, были непередаваемыми. Чувствовал себя, как ребёнок в кондитерской лавке. Да даже лучше! Как ребёнок в кондитерской лавке, которому можно всё трогать!

B&W2-imf

Приятным сюрпризом несомненно станут и советники, которых будет аж целых два. Собирательный образ некого ангела — седой старичок на облаке, вещающий о добре и милосердии. И такой же карикатурный чертёнок, воплощающий в себе стремления разрушать, пакостить и доминировать. А сейчас даже нормальное обучение в стратегиях прикрутить не могут, чего уж говорить о полностью живых и анимированных помощниках…

Black and White 2, как оказалось позже, не имела под собой никакой четкой и хорошо узнаваемой жанровой основы — ни рыба, ни мясо. Поэтому-то «симулятор бога» в графе жанра ей подходит просто идеально. Хочешь, заводи армию в 1к солдат и под огнём катапульт прорубайся к вражеской столице. Хочешь вскорми ужасного монстра, который будет потом пожирать врагов и рушить здания своими могучими лапами. А хочешь, стань влиятельным правителем и при помощи грамотной политики развития покори сердца врагов. Без войны, разрушений и смерти. Да-да, вы самый что ни на есть бог.

black_and_white_2_06

Конечно же, мирный вариант — это тоже классно, но где ещё можно посмотреть, как огромная тварина раскидывает сотни солдат в разные стороны, а потом победоносно рычит и пожирает трупы?

Удивителен и тот факт, что всё это сосуществует одновременно: сражайся, мирись, своди огромные армии под стенами или позволь чудовищу разорвать всех в клочья. Это была своего рода мини-революция в жанре «симуляторов бога», которая началась в 2001 году с выходом первой части, а через четыре года выстрелила по полной уже со второй. Жаль, что не все это по достоинству оценили, поэтому проект не стал чем-то мейнстримовым и популярным…

Нужно больше дерева… и счастья!

Экономика в Black and White 2, конечно же, не такая структурно сложная и многослойная, как в других стратегиях. Еда, дерево, железо и «чудеса» — это все, что можно и нужно добывать. Задача довольно простая, учитывая, что добычу можно вести вручную — просто хватая камни и дерево свой лапой и складывая их в хранилище. Много внимания уделяется обработке и хранению ресурсов, а также социальным учреждениям, которые с них работают. Но запариваться ветками производства и выделки товаров, как в том же Стронгхолд, совсем не нужно.

black-white-2-01

Чертить дороги, ровнять ландшафт, строить дома и насаживать растительность — всё это придётся делать исключительно вручную. В дальнейшем можно обзавестись строителями, которые будут возводить всё по ваши чертежам. Но вносит правки в лицо города можете только вы.

Однако, главный ресурс — это всё же люди. Отдельным пунктом можно вывести и sim-элементы, на которых базируется развитие. Для бога [т.е. Вас] людишки — не просто расходный материал в войне и строительстве, а самый настоящий мини-народец за которым нужно бережно ухаживать. Они также не лишены эмоций и волне по-человечески реагируют на усталость, голод, помощь и невзгоды. Да даже умирают от старости, отправляясь на городское кладбище, где их могилку потом будут навещать потомки. Каждый юнит — это маленькая личность, с именем, фамилией и родословной. Вы всегда можете выбрать любого и почитать, что его беспокоит и чего он хочет.

Человечненько

И симуляция жизни в B&W2 одна из лучших (вот такой должна была стать Fable): люди живут, влюбляются, ходят парами, работают и усталыми бредут по вечерам домой. Спустившись с облаков до своего муравьиного царства, вы всегда можете увидеть, как резвятся дети или еле волокут свои ноги пьянюшки, нахватавшиеся сивухи в таверне.

Кстати, иногда приходится отвечать на мольбы отдельного гражданина вашего уютного заповедника. Это обыграно в виде мини-квестов с диалогами и интересными геймплейными штуками. В этот момент игра меняет жанр на аркадные QTE, пиксельхантинг или детективные расследования, приправляя всё юморком и отсылками.

black-white-2-03

Разумеется, как бог, вы имеет право на всё. Даже если это обернётся страданиями, затяжной войной и голодом.

Если быть добрым богом и помогать людям, делая их жизнь лучше и безопаснее — ваша рука покроется лёгким облачком и будет ярко сеять. А если быть «плохим и жестоким богом», то длань незамедлительно преобразится в уродливую и когтистую хваталку лорда-ситха, а города покроются шипами, унынием и мраком. Если постараться, то можно сделать чуть ли не свой собственный Мордор. Но также можно творить добро и сеять радость, украшая и облагораживая города. А люди будут петь песни, водить хороводы и рассыпаться в похвалах, вознося руки к небу. Вы — бог и только вам решать, что делать с этим миром.

Расти большой, не ешь людей

Но и это не всё. Почти с самого начала игры вам нужно будет выращивать своё собственное чудовище. И не просто кормить и убирать за ним г*вно, а обучать и натаскивать под активно изменяющиеся условия игры. Это, на самом деле, ещё одна большущая причина, почему вам обязательно стоит поиграть в Black and White 2.

black_and_white_2_07

По тегам: Black and White 2, симулятор бога

За этим, вроде бы незначительным элементом, кроется львиная доля очарования B&W2. Чудовище станет вашим питомцем, вашим любимцем, с которым вы будете играть и крушить врагов. Он станет вашей ударной силой… ну или головной болью 🙂 Только представьте себе, как вы будете учить его не есть сельских жителей (или есть?), отвешивая люлей. «Плохой, плохой Бобик! Нельзя испражняться на горожан» — будете кричать вы, закрепляя урок тумаками по башке. Или наоборот будете поощрять чудовище (чесать пузико), когда оно начнёт швырять во врагов валуны, деревья, других врагов (и даже собственное дерьмо). Ну а у такой твари вы и сами понимаете, каких размеров какашки.

Тяжело в учении — легко в бою

Чудовище со временем заимеет собственный характер, а его образ жизни сформирует и некий внешний вид, и особые характеристики. Много ест и спит — потолстеет и станет большим и неповоротливым; много работает и тренируется — обзаведётся мускулатурой и взрывной силой. Он также может быть диким и неуправляемым, от чего город будет страдать, а горожане в панике прятаться по домам. Или же совсем наоборот — станет любимцем вашего народа, выступая как в цирке на центральной площади.

Что забавно, у врагов тоже есть своё чудовище. В конечном итоге они смогутдаже помериться силами в бою (ну или ни разу друг друга даже и не увидеть) И сражаются твари очень яростно. Порой даже круче, чем стычка больших отрядов с применением артиллерии и лучников. Они будут бить комбинациям, напрыгивать и трепать друг друга, толкаться и уклоняться, и даже наносить усиленные (критические) удары. Успех в бою напрямую зависит от уровня подготовки твари. Если, например, научить её колдовать, то перед рукопашной ваш зверёныш вполне может получить фору, залепив врагу сначала фаерболом. Кстати, закалённый в бою зверь, в одного способен уничтожать огромные армии и громить города.

black-white-2-08

Дополнение получилось чуточку мрачнее и брутальнее оригинала. Но разве это плохо?

Ну и всё это великолепие разбавляет революционная физическая модель. На 2005 год это было лучшее, что может вообще продемонстрировать RTS. Абсолютно все объекты на карте подчиняются основным законам физики. Никаких условностей. Если вы толкнёте валун с горы, то он прокатится как положено огромному камню — с силой и ускорением. А если по пути встретятся люди, стены или здания, то они пострадают. Физика настолько крутая, что позволяет игроку решать часть задач по обороне и штурму вручную.

Зачем вам катапульта, если вы также можете метнуть валун с зоны влияния и пробить стену? Зачем вам армия, если удар длани разбрасывает вражескую пехоту в разные стороны? Удивительно и то, что чудовище пользуется окружением и тем, что попадает под руку. Только представьте себе, как тварь срывает кусок стены и им же запускает в пехоту. Этот ошмёток сразу же давит два десятка солдат и лишает союзников необходимости вступать в бой. А теперь представьте, как при помощи магии вы разрываете землю на куски и в образовавшуюся прощелину скатывается солдаты, дома, чудовища и вообще всё-всё вокруг. Да по этой игре можно фильм-катастрофу снимать!

black-white-2-001

Да-да, пока в большинстве RTS были корявые куски текстур, вместо солдат, в B&W2 у пехоты были детализированы пальцы и глаза, а на броне виднелись узоры. 

Мы сейчас очень сильно удивляемся такими песочницам, как Besiege, но забываем, что 11 лет назад уже были игры не хуже и не в формате «забавного демо на 5 минут». Ситуации, которые генерирует Black and White 2, по красоте и эпичности превосходят почти всё, что было создано до и после. Разве что RTW2 согревал сердце, когда куски стен давили пехоту, а пущенный валун из онагра под горку мог зацепить ещё не один десяток солдат.

Технически у B&W2 проблем было достаточно. Нет, игра не вылетала. Она просто обогнала своё время, поэтому за всю роскошную физику и улучшенную детализацию пришлось заплатить жуткими просадками fps. Сейчас, конечно же, таких проблем не существует, но тогда всё работало не так безупречно.

Недостатки оказались настолько незначительны, что о них даже и говорить-то неприлично. Отсутствие сложности и нехватка дополнительных режимов игры, к счастью, не перекрывают всех достоинств творения Lionhead studios. Благодаря основательно разросшейся песочнице и куче миниквестов, а также целой охапке контента в кампании, игрок может по пять раз проходить игру разными способами, всё время находя что-то новое. Вы можете представить себе что-то подобное сейчас, в 2016-ом году? Вот и я не могу…

Итого…

Разработчики Black and White 2, можно сказать, открыли жанр заново и смогли почти невозможное — объединить эпичную военную RTS, несложную экономическую игру, песочницу на реалистичной игровой физике и даже какой-никакой глобальный sim, с выращиванием питомцев и больших живых городов.

Быть богом трудно, но и одновременно очень интересно. Black and White 2 — единственная игра в своём роде, обыгравшая эту идею со всех сторон и не оставившая почти ничего за сферой влияния игрока. Даже не смотря на отсутствие мультиплеера, скирмиша и настройки сложности, B&W2 стала венцом творения ныне покойной Lionhead studios, ну и заодно — лучшим представителем краснокнижного поджанра «симулятор бога».

Рекомендую ли я эту игру? Конечно. А ещё я рекомендую обязательно отложить её на выходные. Ибо мало кого на работе/учебе устроит оправдание, что вы всю ночь боролись с викингами и поднимали население, поэтому-то и опоздали, и выглядите как помятый зомби.

Геймплей Black and White 2:

Black and White 2: Пс-с, парень, не хочешь побыть богом?: 14 комментариев

  1. Mahaon

    Когда-то так и не смог «подружится» с ней. Но.. так вкусно написано, что ещё попробую.)(^_^)(

  2. No name

    Как много букаф… ниасиилил. Автор ты эпохой случаем не ошибся?Сейчас обзоры на видео снимают и на тыртюбе выкладывают…

  3. Simb1oT

    Вторая часть — это кастрированная недоделанная первая, полустратегия блин. Очень советую поиграть первую часть, игрушка нечто!!! Про какашку, называемою black&white 2 можно забыть сразу))
    Чет вспомнилось, как чертил заклинания мышкой, а потом такую же схему встретил в рпг arx fatalis. В то время, когда многие удивлялись «новинкой» в магии, я улыбался))

  4. Android (+_-)

    Тоже любимая игра детства)))
    Солько часов убито, столько времени на полное прохождение потрачено….. эх…..
    ps военная ветка гараздо интереснее

  5. Chery

    У майков все игры дорогие и технологично сильное. Тот же Fable в своё время нашумел

  6. Кактус

    Помню как собирал катихи у волка и швырялся ими в викингов, а какой то чел потом говорил что у греков слишком умный бог)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.