- Полное название: Stardew Valley
- Дата выхода: 2016
- Локализация: нет
- Жанр: приключения, песочница, выживание
- На чем можно поиграть: ПК, XO, PS4, Nintendo Switch
- Мультиплеер: нет
- Кооператив: нет
Как объяснить ошеломительный успех далеко не самой массовой игры, визуально похожей на клон jrpg 20-летней давности? Откуда, простите, у такой скромняшки (а на вид её хочется и не так обозвать) миллион проданных копий?
По первым кадрам может померещится, что перед нами очередная бездушная игра для «Одноклассников» или «Вконтакте», где нужно без устали полоть [тыкать в] грядки и клянчить у друзей сметану и стекло. Нет и ещё раз нет, забудьте об этом.
Stardew Valley многое унаследовала от Harvest Moon — игры про фермера, о которой вы вряд ли что-то слышали, — но ничего общего с бездушными таймкиллерами она не имеет.
По тегам: обзор Stardew Valley, мнение, отзывы, рецензия
Это важно прояснить в самом начале, ибо первые впечатления бывают слишком уж обманчивыми. Честно говоря, я скорее всего не подступился бы к Stardew Valley, если бы мне не стали её со всех сторон советовать и рассказывать о феноменальном успехе скромной инди-игры, разошедшихся по миру миллионами копий.
Вообще, с определением жанра в Stardew Valley всё очень сложно. Почему? Да потому, что это одновременно и песочница, и казуалка, и аркада, и ролевая игра. В ней даже есть элементы sim’овщины, позволяющие заняться созданием семей и потомства.
Жанровых особенностей огромный букет, они друг с другом переплетаются, оставляя неподготовленного игрока с приятным ощущением, что эта громадная игра про всё сразу. И что самое забавное — отчасти это верно. Автор не хотел сделать что-то одно, поэтому-то 4 года и краплел над SV, пока однажды не осознал, что создал настоящий мини-мир.
В Stardew Valley вас не смогут сожрать монстры, как например, что случается в Dont Starve. Да и к холодной зиме вы всегда успеете вырастить достаточно еды. Другой вопрос: что делать с накоплениями и излишками?
Размах, с которым автор (между прочим, единственный), подошел к проектировке Stardew Valley, не может не вызывать восхищения. Каждый уголок, каждый кусок этого огромного мира приходится к месту. Каждый предмет имеет своё назначение, а каждый персонаж — свою историю и характер. К тому же игрока никто и никуда не гонит — делай что хочешь и когда хочешь.
Хотя, по большому счету, это игра про крафт и фермерство. Нужно собирать всякое полезное, крафтить различные приспособления, запасать еду, торговать и развиваться. Можно озаботиться сбором различных схем/рецептов и отправиться в погоню за технологией, а можно пойти к ближайшему водоёму и просто половить рыбки. Вот просто так, от настроения. Конечно же, ветка крафта и развития огроменная и перелопачивая инвентарь в очередной раз, вы об этом ещё не раз вспомните. Ну и не стоит смущаться иконкам, как в Майнкрафте. Возможно, автор хотел более плотной ассоциации с песочницей-крафтилкой-гриндилкой Нотча.
Основная история в Stardew Valley всё же есть, как ключевые и второстепенные персонажи. По задумке ваш ГГ уезжает в деревню на заброшенную ферму своего деда, дабы возродить её и сбежать от городской суеты, завести друзей и может даже найти любовь.
При этом нас не зажимают в тиски конкретными правилами — сюжетку вообще можно бросить и заниматься чем-то другим. Смысла от этого не убавится, а вот свобода вполне может вскружить голову. Никто не запрещает заняться уничтожением монстров по пещерам и сбором всякого полезного барахла в диких кущах, ну или начать приударять за подружкой.
Боевая система, кстати, очень проста и не заставляет игрока паниковать — знай себе махай и собирай награду и методично вычищай «сытные места». Надоело причинять боль — иди строй и развивайся. Надоело и это? Что ж, может быть пришло время найти вторую половинку.
К слову, социальная часть игры развита не хуже всего остального. Помимо квестов в духе «принеси ***, а я дам за это ***», игрок всегда может втиснуться в какие-то сложные разборки с драмами и скандалами.
А когда и всё это надоест, то вполне себе можно закрутить роман с одним/одной из горожан. Потом даже завести семью и свить уютное гнёздышко на ожившей (немалыми усилиями игрока) дедушкиной ферме, где ваша вторая половинка будет помогать собирать помидоры и кормить кур. И вот сразу же хочется спросить: так разве не об этом мечтают все люди?
Фанаты игры ожидаемо попёрли туда, куда сам разработчик не рискнул. А что? Пиксель-арт бывает разный 🙂
Что ещё важнее — это глубина проработанности персонажей, да и не только их. Будь-то бомж, качек или милейшая девочка торговец из аптеки — все они люди со своим страхами, секретами, характером, вкусами и предпочтениями. Они работают, гуляют по улицам, танцую, пьют в барах и любят. И вы можете пожить среди них, может даже стать чьим-то другом и узнать его/её поближе, или даже больше. «Амурные дела», как не странно, вплетены почти в любой значимый диалог. Нельзя просто так кому-то нагрубить, а потом, как ни в чём не бывало, попроситься на чай и потребовать взаимности.
А ведь помню, как когда-то разработчики из Бесезды клятвенно обещали сделать что-то подобное в TES4. Как жаль, что в итоге с задачей справился один талантливый разработчик, у которого не хватило денег (и рук) на полноценную и сложную 3D-графику…
В Steam по-прежнему красуется оценка в 97% положительных отзывов. ИМХО: это звучит намного красноречивей любого авторитетного мнения и обзора.
Понятное дело, игра до жути простая и не требует от игрока особых скилов. Время, внимательность — да, но и только-то. Грубо говоря, вас не пытаются каждый раз убить, поэтому привычный для SV миролюбивый образ существования ожидаемо расходится с мнением большинства игроков, привыкших к непрекращающемуся противостоянию и войне.
Итого…
И вот именно поэтому, как мне кажется, Stardew Valley сносит бошки и на долгие часы «приковывает» на своей уютной ферме, заставляя заниматься виртуальным огородом день за днём. Игроков не гонят, не торопят и не испытывают. Они просто и вполне себе мирно существуют, можно даже сказать, живут: строят своё маленько гнёздышко, развиваются, богатеют, изучают мир и общаются с его обитателями. Процесс этот прост и медитативен.
Как не странно, этого вполне хватило, чтобы Stardew Valley разошлась огромным тиражом и стала очередной жемчужиной инди-сцены, заработавшей не только миллионы долларов, но и заслужившая аплодисменты ещё большего количества игроков по всему миру.
Разумеется, советовать её всем подряд нет никакого смысла. Как песочница-ферма, с кучей возможностей, продвинутым социальным подтекстом и абсолютной глубиной во всём, Stardew Valley (на все свои скромные 300 рублей) безупречна. Заинтриговал? Играйте. Если нет, тогда к игре лучше даже и не приближаться. Это просто не ваше.
P.S. Официально Stardew Valley не перевели, зато в сообществе Steam регулярно публикуют рабочий и обновляемый русификатор.
P.P.S. Игра нереально требовательна к свободному времени. Всё растёт долго, крафты — сложные, а весь игровой процесс — неспешен и, я бы даже сказал, затянут. За пару дней плотной игры можно не сделать ровным счетом ничего, а только частично разобраться в происходящем. На всякий пожарный провожу параллели рядом с Factorio.
+ 5 охрененная игра! Я уже думал ты про неё запамятовал… Сколько часов наиграно, если не секрет?
Время на всё нет. А так помню всё, что вы советуете 🙂
> громадная игра про всё
А корованы грабить можно? 😉
Можно «корованы» доить 😀
И тут это дерьмо постят…. Где обзор на новый дум, а?
Вот новый дум и есть дерьмо
Игра разные бывают. Может быть такое, что определенный жанр человеку вообще не нравится, но выходит такой продукт в этом жанре, который неожиданно даже его цепляет!
Обзора на дум в ближайшее время не будет.
Куры есть, а хде любоф? 🙂
Надо просто не часок поиграть и всё 🙂
Куролюба на них не хватает XD
Ох… да, не хватает и Барбреди тогды 😀