dota-2

«Фритуплей» — зачем нужна и как работает


Привет народ! Сегодняшняя статья будет посвящена не новой, но вполне актуальной теме про f2p игры. Мы будем выжимать суть из этой модели распространения и постараемся ответить на несколько щекотливых вопросов.

F2P (Free to Play / «фритуплей» / играй бесплатно) – это особая модель распространения коммерческих игровых проектов, где контент разделён на две части – бесплатную и платную. Бесплатно отдаётся почти от 80% до 90% контента. Игроку позволяется попробовать все прелести игры (продукта), не вкладывая ни копейки.

Платная часть содержит, как правило, особые возможности, позволяющие выделиться недоступными халявщикам предметами (персонажами, оружием и т.п.), быстрее развиваться (прокачаться) или получать игровое преимущество (мощнее урон, больше защиты и пр.), перед теми, кто играет бесплатно, разумеется. В народе всё это презрительно, причем  не без оснований, называют — «донатом».

Пошла вся эта басня из компьютерного софта, где разработчики программ бесплатно предоставляли большую часть её функционала, а за небольшое пожертвование (Donate), открывали все остальные возможности, техподдержку, обновление и пр. Игровая индустрия пользуется этой схемой не так давно, но её использование с каждым годом только увеличивается. Используется она в основном в MMO, в силу своей социально-соревновательной игровой основы.

wot_artwork

Непотопляемые танки… вроде бесплатная, а заработала в 2012 г. 218 млн евро.

Особенности f2p игр:

  • Не нужно покупать ключ продукта.
  • Есть возможность приобрести премиум аккаунт.
  • Есть внутриигровая валюта, которая покупается преимущественно за реальные деньги.

Че, правда бесплатно?

Не стоит обольщаться и полагать, что если игра бесплатна (free to play), то и денег от вас разработчикам не нужно. На самом деле всё наоборот. Всё это делается не по доброте душевной, как правило, а с целью хорошо заработать, раскрутиться, пропиариться и прочее. В первую очередь – это нужно для монетизации ленивых и скупых игроков, которые почти всегда обходят стороной платные игры, даже если они хорошие. И это единственная модель распространения, позволяющая захватить также и вечно пиратствующих потенциальных покупателей.

При помощи «условной бесплатности», игроков заманивают в игру, хорошо развлекают (это, как правило, качественные игры MMO), заставляют влиться в коллектив, завести друзей, «осоциалиться» так сказать. Безвозмездно выделяют игроку собственный «угол», помогают обзавестись игровым опытом, а также заполучить некий прогресс и, конечно же, дают блеснуть своими игровыми талантами перед другими. Игрок постепенно привыкает, начинает соревноваться в ней, старается добиваться неких высот и подняться по лестнице в ТОП лучших игроков.

Team-Fortress-2

Team Fortress 2 — наглядный пример демократичной f2p, выезжающей на пиаре. Ищите её в steam.

Вот тут-то и начинается самое интересное. На пути развития, как правило, игрокам создаются искусственные преграды, мешающие быстро и с «кайфом» стать большим и сильным, и поскорее присоединиться к грандиозной битве за ТОП. Можно до пенсии набивать «экспу», а можно потратить пору сотен рублей и забыть об этих проблемах, с презрением поглядывая на остальных бедолаг-халявщиков, что уже незнамо сколько копошатся на дне, люто сражаясь за каждый грамм драгоценной «экспы». За деньги, предлагается миновать всё это, а иногда даже получить игровое преимущество перед другими, если pvp является основой игры.

Создатели таких игрушек прекрасно знают, что платить за возможность побеждать (или как иногда говорят «нагибать») готовы очень многие, по крайней мере, больше чем за покупку цифрового ключа. При помощи такого вот не прикрытого вымогательства и высасываются денежки. Целевая аудитория, как правило, не блещет жизненным опытом и её удачно «монетизируют».

И заметьте, как правило, такие игры не ставят перед собой цель один раз получить с вас денежку, а потом позволить навсегда прильнуть к рогу изобилия с нескончаемым опытом и ныштяками. Всё совсем наоборот, преимущество покупается почти всегда на время. Чем дольше играешь — тем больше платишь. И по факту, в таких условно бесплатных играх приходится платить в разы больше, чем за простой цифровой ключ и даже вместе с паком DLC. Такая модель предполагает постоянные расходы, но играть вы начинаете естественно совершенно бесплатно.

dead_island-ep

Dead island epidemic — донат есть, но если руки не из ж*пы, то играть можно. Хотя до доты ей в этом плане далеко.

Неужели всё так плохо?

Да нет, конечно. Есть исключения и их довольно много. Обычно, откровенным грабежом занимаются отчаянные говно-игры (браузерки, ММОшки японские и пр.). Хорошие f2p игры никогда не переступают грань, они не грабят и не вымогают, а только дают возможность выделиться или ускорить прогресс развития. Баланс при этом держится более или менее нормально и «нагибаторов» искусственным путём не плодят.

В пример берём ту же многострадальную «DOTA». Донат в ней никакого губительного отношения на геймплей не оказывает (и называться таковым в принципе не имеет права). За рубли можно купить только визуальные шкурки для своих героев, а также повысить прогресс в развитии учетной записи, уровень которой, к слову говоря, никаким боком не влияет на боевые способности. При этом играть в неё можно абсолютно бесплатно. Зарабатывает игра на продаже книжек, скинов, оружия и при этом умудряется собирать игровые турниры с миллионными гонорарами. Чем не идеальная f2p?

Есть и другие условно бесплатные игрульки, с умеренной платной основой, не такие демократичные как Дотка, в плане доната, но вполне сносные. Такие игры чаще всего непрозрачно намекают на траты, но при этом это не грубое вымогательство и руку в карман вам никто не суёт. Как правило, они имеют очень долгую систему прокачки или развития. Без вложений, процесс просто растягивается и на «кач» приходится тратить больше времени. Игровые преимущества за деньги не предоставляются, постоянные вложения не требуются.

Loadout

Loadout — это отличный пример спортивного f2p шутера, платим строго за костомизацию и прокачку.

Их большинство среди f2p, в платных услугах также числятся всевозможные примочки, для выпендрежа и показушничества в самой игре. Шкурки для персонажей, значки всякие, уникальные ездовые животные, парики, камуфляжи, питомцы, кривляния и прочие невинные штуки. Они в принципе и являются основным способом монетизации.

«Жестят» немногие, но всё же и таких игр хватает. Геймплей целиком и полностью завязан в них на постоянной подпитке своего аккаунта реальными деньгами, без этого играть просто невозможно, даже если сильно постараться. Разработчики без каких-либо угрызений совести за медяки раздают «имбовые пухи», трёхкратную скоростную прокачку, божественную защиту и много чего другого.

Баланса в таких играх нет, «заряженный донатом» игрок, постоянно доминирует на поле боя, раздражая всех окружающих. Бывают особо садистские способы выманить средства – «чем больше платишь, тем сильнее становишься». Но это уже совсем «клиника», хотя даже после такого играющих в такой «условно бесплатный» треш меньше не становится.

Итого…

F2p игры не являются каким-то «адовым кидаловом», как часто их представляют себе большинство игроков, из-за нескольких отъявленных уродцев, доставших всех своей назойливой тизерной рекламой. Конечно, изредка на свет выползают некие особи способные извратить понятие условно бесплатной игры, по факту обманывая игроков и превращая саму игру в этакого завуалированного виртуального вымогателя.

panzar-logo

Panzar — пример того, как можно запороть отличную игру грабительским донатом.

Среди условно бесплатных игр есть очень много качественных продуктов, где от игрока действительно не требуют денег и при этом предоставляют почти 99% контента бесплатно. Но ушки на макушке всё же держать нужно. Не стоит забывать, что бесплатно в этом мире ничего не делается и уж игры тем более. Все f2p игры ставят перед собой определённые цели и при этом достигают их разными путями. Но одно ясно – бесплатно, никто и ничего делать не будет.

  • одни зарабатывают на глобальном пиаре,
  • другие спихивают премиум аккаунты для нетерпеливых,
  • третьи просят валюту за каждый глоток лечебного зелья.

Нам же с вами остаётся отсеивать последних, внимательно приглядываться к пред последним и дружить с первыми.

P.S. В данный момент идёт рассмотрение формулировки f2p и в дальнейшем это название может вообще перестать существовать.

«Фритуплей» — зачем нужна и как работает: 21 комментарий

  1. Kaiser

    Как человек,уже вторую неделю играющий только в бесплатные игры на айпаде(платные покупать в лом,компа нет) заранее вангую-ничего нового я тут не узнаю.Но за идею респект)

  2. Maestro

    Вот! Именно это нужно читать всем тем, которые собираются нажать на кнопку «играть бесплатно» или «играть сейчас!» Еще одно доказательство, что бесплатный сыр только в мышеловке. Больше всего бесит, что для тех, кто выпускает данный шлак, все это кидалово сходит с рук. В магазинах ведь не раздают бесплатно мороженое и не просят за отдельную плату полить его шоколадом или сиропом. Или больше того: выиграть шоколадную крошку в лотерее и если вам повезет, то мороженое будет еще и на палочке. И это работает! Детишки ведь любят мороженое! Надо бы взрослым дядям стать соответствующую в УК придумать.

    1. igra-San Автор записи

      Как уже писал, в дальнейшем эта «схема» может кануть в лету, вопрос о запрете такой формулировки в серьёзе обсуждается.
      — «Европейская комиссией планируется определить четкий классификатор игр, которые распространяются как free-to-play. В ближайшее время планируется провести встречу таких компаний, как Apple, Google и другие, где будет обсуждаться вопрос о применение слова «бесплатный» в приложениях и играх».

      Не знаю, коснётся это игрового рынка в целом или с такой формулировкой будут бороться с мобильным контентом и играми, в дальнейшем посмотрим.

      1. Kaiser

        Может,я пессимист,но вообще «бесплатные» игры точно останутся.Ну схему переименуют разве что,а на**алово с зверским донатом (айпад не дает написать это слово через а) было,есть и будет.

        1. Salooooo

          Во-во, будет называть не f2p а кто-то по другому, а схема останется. Как же ещё зарабатывать недоразработчикам?

  3. Robert

    Panzar — пример того, как можно запороть отличную игру грабительским донатом.А как же Аллоды, они уже не лидеры?

    1. igra-San Автор записи

      Охохо, в этом списке и Аллоды, а ещё туева хуча ММО. Но панзар в этом плане уделал Аллоды)

  4. Саримар

    Всё для нищебродов) и «бесплатное» тоже. А вы чего хотели? Чтобы вам вообще бесплатно игру отдали. Day z на халяфку не?

  5. Пират Митя

    ф2п это бич современности, вы просто посмотрите сколько крупных и знаменитых франчайзов пересели на эту модель распространения. В этой «условно бесплатной» неразберихе и зарабатываеются миллиарды! Надеюсь скоро действительно порежут этот термин, или хотя бы запретят использовать его везде, где только можно.

  6. Дин диныч

    Бесплатно пишут, чтобы заманить — стандартная схема. С автором соглашусь, не все то что бесплатно ещё можно кушать. Прицениваться в любом случае нужно. Да и живём мы сейчас в золотую пору Интернета, так что проблем с поиском реального (критичного) отзыва о продукте просто нет. Конечно, нужно уметь фильтровать ГС, которые только и жаждут сплавить вас по партнёрской ссылке. Статья не плохая, автор молодцом.

  7. Ti)mol

    Ну переименуют фритуплей и че? — А ни че!!! Так и продолжать найобывать. Где то читал что скоро на консолях ф2п начнёт буйствовать. Час от часу не легче… Есть даже предположение, что всё из за пиратов воующих игры с торрентов. Типа ф2п единственный вариант выдавить денег из них. Что скажешь по этому поводу?

  8. Типок

    Зачем нужна? — Бабло стрич, вот зачем. Статью можно было сократить примерно на 99.99%.

  9. Magaman

    Спасибо за статью, было оч интеррсно почитать. Всгда знал что нас пытаются «нае», когда говорят что бесплатно играйте)

  10. Miran

    В танках не такой уж и стрёмный донат. Купил премиум и всё, не то что в ммо,там вообще могут за каждую бутылочку маны деньги требовать.

  11. Anastasia

    Ребят, в компанию разработчика популярных игр G5 срочно требуется дизайнер уровней. Если ты увлечен видеоиграми, есть опыт работы в 2D редакторах уровней (дополнительный плюс если работал в 3D редакторах), наделен художественным вкусом и умеешь работать с информацией, тогда тебе к нам! Будем вместе создавать игровые уровни, таилсты, анимации из нарезанной графики, игровые объекты; настраивать минигеймы и баланс игры; выпускать отличные Free-to-play игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.